Posted 25 мая 2018, 14:15
Published 25 мая 2018, 14:15
Modified 7 марта, 16:54
Updated 7 марта, 16:54
Олег Матвейчев, политолог
Попробуем разобраться, что, собственно, происходит.Выборы главы Новосибирской области состоятся 9 сентября 2018 года.Назначены они после того, как с поста главы региона был снят Владимир Городецкий.Главными претендентами на должность губернатора области пока что остаются Андрей Травников и мэр Новосибирска,глава регионального обкома КПРФ Анатолий Локоть.Травников был назначен на должность врио губернатора указом Владимира Путина. А вот лидер коммунистов Локоть поддерживается бывшим губернатором двух регионов и бывшим полпредом СибФО Виктором Толоконским.
«Не имею ничего личного против Андрея Травникова, но думаю, что решение президента не лучшее»,— публично заявил Виктор Толоконский.В оправдание своей такой позиции он приводит аргументы о том, что сибиряки якобы являются тем самым народом, который наиболее чувствует любую несправедливость и что именно он, а никто другой, знает их мнение.
Даже при поверхностном рассмотрении становится очевидным тот факт, что бывший государственный деятель вступает в противоречие с Кремлем. Почему? Политическая карьера Виктора Толоконского в большей степени связана с Новосибирском. С 1996 по 2000 год он был мэром Новосибирска, затем на протяжение десяти лет возглавлял Новосибирскую область. В 2010 году стал полпредом президента в Сибирском федеральном округе.В 2014 году депутат Госдумы от КПРФ Анатолий Локоть выиграл выборы мэра Новосибирска у кандидата «Единой России». После этого Виктор Толоконский был переведен на должность губернатора Красноярского края, которую покинул осенью 2017 года во время ротации глав регионов.
Осенью 2017 года Толоконский вернулся в Новосибирск. К этому моменту высокопоставленный отставник получил государственную награду, также по решению председателя правительства и лидера ЕР Дмитрия Медведева он был включен в состав совета директоров РЖД. Таким образом, казалось бы, были соблюдены все договоренности.
Однако бывший мэр, некогда уже сделавший ставку на коммуниста Локотя и оказывавший ему всемерную поддержку, сделал выбор не в пользу представителя "Единой России", в которой состоит и сам Толоконский, и не в пользу позиции президента, назначившего Травникова врио главы региона, а в пользу своего протеже Локотя. Осенью 2017 года Толоконский стал его главным советником с прицелом на губернаторские выборы.
Странное, казалось бы, поведение человека, уже отнюдь не молодого, а убеленного сединами, всю сознательную жизнь проработавшего во властной вертикали и вдруг развернувшегося на 180 градусов.Самое интересное, что как опытный аппаратчик, Толоконский прекрасно понимает, что в своих действиях он идет против Путина, что он идет против решения президента. Он понимает, что его лишат синекуры в РЖД, и исключат из «Единой России». Понимает, что могут возникнуть и другие существенные для него неприятности – например, какие-то уголовные дела. Вопрос: так почему он все-таки так себя ведет?
На самом деле Толоконский идет ва-банк. То есть когда ему кто-то говорит, что против него будет возбуждено уголовное дело, что его исключат из «Единой России», он это прекрасно понимает. Но, что важно, он также прекрасно понимает, что исключение из ЕР и уголовное преследование ему грозят в любом случае.Толоконский понял, что до него «добрались» силовики, что земля «горит под ногами». Он понимает, что в Красноярске он довольно много «наследил», что там есть уголовные дела, и что силовики совсем скоро на него выйдут. И он решает опередить события. «Толкает» Локотя в губернаторы чтобы потом, что называется, расторговаться с администрацией президента: я «задвигаю» Локотя, а вы – свернете против меня все уголовные дела в Красноярске. Или если Кремль не пойдет на торг, то попытаться избрать Локотя губернатором, чтобы тот сразу же поставил его сенатором.
Расчет прост: Толоконский бы получил сенаторскую неприкосновенность, и некоторое время продолжал бы тянуть всю эту ситуацию. И вообще объявил бы, что раз уголовное дело против него появилось, то это не потому, что он чем-то провинился в Красноярском крае, а потому, что пошел в политику, пошел против Кремля, и поэтому Кремль решил ему отомстить и открыл против него уголовное дело.
Но мы хорошо помним, например, историю предпринимателя и бывшего совладельца «Евросети», который в конце 2008 года сбежал в Великобританию. Так вот, в сентябре 2008 года Чичваркин оказался в поле зрения правоохранительных органов, был обвинен в похищении человека и вымогательстве. В сентябре у него прошли обыски, а в ноябре 2008 года Чичваркин уже возглавил ещё незарегистрированное Московское городское отделение партии «Правое дело». А в декабре уже эмигрировал в Англию, откуда и начал вести оппозиционную деятельность, активно выступая против политики российских властей.
Примеров появления таких диссидентов – масса. Точно таким же политическим диссидентом объявлял себя Ходорковский, который не платил налоги и торговал по всему миру некоей «скважинной жидкостью», а вовсе не нефтью. И объявлял всюду, что он честный бизнесмен... Эта типичная технология нечистого на руку гражданина, который при возникновении угрозы уголовного преследования идет в политику и любое преследование против себя объявляет местью властей за политические убеждения.Вот, глядишь, и Толоконский эмигрирует куда-нибудь в Лондон и будет оттуда заявлять, что он какой-нибудь очередной Березовский или Скрипаль, или Родченков, который решил «вывести Кремль на чистую воду», за что его якобы и преследуют.
Правда, вся нелепость ситуации заключается в том, что все вышеуказанные деятели были относительно молоды и не имели за плечами такого гигантского опыта присутствия во властной вертикали. Скорее всего, они вообще не находились в структуре органов государственной власти. А Толоконский и не молод, и опытный госаппратчик. При этом сознательно вышел на тропу обвинения Кремля с очевидными для себя последствиями политического диссидентства.Ну что ж, посмотрим, чем это закончится.
Оригинал статьи - в Живом Журнале .