В то же время ФАС пока ограничен в своих действиях, хотя его вербальные интервенции всё же охладят участников рынка, считает младший научный сотрудник Центра отраслевой экономики НИФИ Андрей Гордеев.
«Первоначальное повышение цен стало реакцией на увеличение акцизов, которое произошло с первого января. В пересчете на рубли бензин должен был прибавить 80 копеек, а дизельное топливо около 70 копеек. Второе повышение составило 52 копейки для бензина и около 50 копеек по дизельному топливу.
В дальнейшем ситуация на рынке осложнилась недостатком предложения, который связан с двумя причинами. Во-первых, речь идёт о сокращении производства из-за плановых ремонтов на НПЗ, но сейчас они подходят к концу и с июня все НПЗ выйдут на расчётную мощность. Второй момент связан с ростом экспортных поставок дизельного топлива и бензина, поскольку цены на нефть начали несколько увеличиваться, что повлекло за собой и рост рентабельность этих поставок.
Скорее всего, на следующей неделе будет продолжаться плавный рост цен на топливо в рознице, так как отыгрывание увеличения цен в оптовом сегменте традиционно продолжается с временным лагом в месяц. Столько времени в среднем занимает транспортировка топлива от биржи до АЗС. И хотя пока рост цен на бензин не оказывает влияния на инфляцию, впоследствии ситуация может измениться, так как для сельхозпроизводителей рост будет ощутимым.
Кроме того, в июле ожидается очередное повышение акцизов, что также будет перекладываться на потребителей. В текущей ситуации больше всех страдают именно независимые операторы, поскольку они зарабатывают на марже именно на продаже топлива, в то время как крупные нефтяные компании зарабатывают на экспорте и могут часть своих убытков нивелировать», - считает Андрей Гордеев.
Полная версия - здесь.