Posted 16 мая 2018, 16:18

Published 16 мая 2018, 16:18

Modified 7 марта, 17:00

Updated 7 марта, 17:00

Крымский мост оказался в эпицентре споров и сомнений

16 мая 2018, 16:18
Блогеры и эксперты обсуждают историческое событие - открытие автомобильного движения по мосту в Крым через Керченский пролив. Одни отмечают, что это, несомненно, будет способствовать развитию инфраструктуры Крымского полуострова, другие - что решению его проблем новая инфраструктура не поможет.

"Крымский мост, по мнению украинских аналитиков, ещё с момента его проектирования должен был быть провальным проектом - "грунты - плавуны, вулканы - пуканы, авралы, пьянство, отставание, льды, отсутствие средств и снарядов, а также "рухающие плЫтЫ" - вот это вот всё..."Но на деле всё вышло немного иначе. И новость о первых КАМАЗ-ах на мосту с президентом за рулём весь день поджигает пятые точки", - пишет vitus.

"Нашему поколению – поколению "восьмидесятников" - выпало жить в период нарастающей энтропии, - пишет социолог Алексей Рощин. - Сначала на наших глазах разваливался совок, потом вокруг бушевало смутное, хотя и веселое, время взрывного распада 90-х – сменившееся, никто и ахнуть не успел, медленным гниением. В общем можно сказать, что силы хаоса последние лет 40 властвуют на этой территории безраздельно, и разрушение всего и вся – то побыстрее, то помедленнее – непременный спутник нашего бытия.

Однако, возможно, именно в связи с этим мое поколение особенно трепетно, с каким-то даже умилением и детским восторгом относится к появлению нового, то есть к случаям победы Порядка над Хаосом. Почему? Да потому что такие случаи на нашей памяти редки, оттого и так ценны... Оговорок и всяческих "но" может быть выше крыши, включая опасение, что мост из-за особенностей грунта долго не простоит – но… Но ведь только что там ничего не было – и вот пожалуйста, мост! По нему можно ездить. Хочешь – туда, хочешь – обратно. На машинке! А еще через какое-то время – и на поезде!

Это детская радость, и я ничего не могу с ней поделать. Сделали! Умеем, значит, менять мир не только в сторону разрушения! Удивительно. Но я, "восьмидесятник", счастлив".

"Отношение к событию, откровенно говоря, не слишком однозначное, хотя, конечно, сам факт открытия чего-либо отраден, - комментирует Анатолий Несмиян. - Ни царская Россия, ни Советский Союз не испытывали потребности в таком мосте по вполне прозаической причине - в Крым был доступ по суше и всё необходимое для движения потоков уже имелось в наличии. Паромная переправа была вспомогательной по отношению к Перекопу и лишь дополняла его... мост - это всегда хорошо, но его целесообразность в таком контексте вызывала настолько большие сомнения, что и вопрос не ставился...

Развивать Крым в условиях жестких санкций крайне проблематично: любой легальный бизнес, который войдет в Крым, попадет под санкции и рискует своей устойчивостью... Поддерживать штаны - да, но создать из Крыма витрину - уже нет. Причем население Крыма - оно ведь рассчитывает на то, что в силу сложившихся обстоятельств имеет право на более преимущественное к себе отношение... Как писала "Красная Бурда", "проблемы России Крымом прирастать будут". И пока это, действительно, так"...

"О том, что автомобильный поток в Крым серьезно возрастет спорить глупо, - пишет Михаил Нефедов. - Однако нарисовывается новая, не менее важная проблема для путешественников на полуостров.

В 2015 году я в очередной раз отправился в Крым на машине. Да я знал, что придется постоять в очереди на паром, но совсем не ожидал, что первые сутки проведу в огромной пробке. И это не просто пробка, эта пробка - очередь чтобы оплатить платный участок. А участков таких несколько, и с каждым годом их всё больше и больше. Судя по надписи, если на одном участке простоять дольше 12 часов, то придется оплатить ещё раз.И огромное число людей стояли чтобы заплатить деньги за то, что стояли в пробке. При этом на этих участках нет туалетов, магазинов, аптек, авто-ремонтных мастерских и случись что сюда не приедет скорая помощь. Это редкий маразм который очень просто разрешить.

Как только собирается очередь хотя бы из 10 машин, открывать шлагбаум и пропускать всех бесплатно. И это совершенно понятная история, поскольку платить за дискомфорт - это противоречит основному принципу платных дорог. Если кто-то думает, что с транспондером будет проще, то сильно ошибается, поскольку до выделенного участка все полосы тогда были забиты".

"Мне жалко Крым, теперь не скоро туда поеду, пусть пройдет ажиотаж, сейчас все ринутся на машинах по мосту и весь Крым просто встанет в пробках, - пишет Геннадий Михайлов. - Там и раньше было немного хороших дорог. а тем более парковок. А сейчас будет просто кошмар. Уж не говорю про южную трассу, кто ездил - поймет, она самая пробочная. Ну и можно ждать, что цены еще выше поднимутся, спрос рождает предложение. И глупость, что теперь цены на продукты упадут, скорее прибыль у предпринимателей вырастет".

"Окрытие Владимиром Путиным моста в Крым обсуждается на передовицах ведущих западных изданий, - пишет телеграм-канал Сливной бачок. - По понятным причинам, большинство материалов носит негативный характер, однако практически во зарубежных публикациях прослеживается мысль о еще большем укреплении позиций Путина как в России, так и на международной арене.

The Washington Post, США:

"Открытие моста стало знаковым событием в стремлении Путина показать миру и своему народу, что аннексия Крыма необратима. Движение грузовых автомобилей по мосту начнется осенью, а эксплуатацию железнодорожной линии планируется начать в конце следующего года. Крымчане с нетерпением ждали открытия моста, считая его экономически важной жизненной артерией, которая обеспечит связь с их изолированной и страдающей от санкций территорией. Во вторник государственное телевидение озвучило прогноз, согласно которому мост позволит привлечь в Крым много новых туристов и снизить цены на продукты питания. Это событие также подчеркнуло значение ориентированной на Путина системы политической и экономической поддержки в России. Роль Ротенберга, как строителя моста, показала, как российские миллиардеры могут использовать свою близость к Путину для дальнейшего собственного обогащения - и при этом оказывать услуги государству".

CNN, США:

"Это был еще один проект престижа для российского президента. Путин планирует и другие грандиозные инфраструктурные проекты ради поднятия национального престижа России. В прошлом году он разрекламировал новый план строительства моста на богатый полезными ископаемыми остров Сахалин, который находится на Дальнем Востоке России севернее японского острова Хоккайдо".

The Telegraph UK, Великобритания:

"Это самый длинный мост в России и один из самых сложных инженерных проектов. В среду для движения автомобилей будут открыты четыре полосы, а в следующем году введут в эксплуатацию железную дорогу. Общая стоимость проекта составляет 2,7 миллиарда фунтов стерлингов. Путин, чьи рейтинги популярности сохраняются на уровне более 80% с тех пор, как Россия в 2014 году захватила принадлежащий Украине Крым, лично контролировал реализацию проекта. Данный мост стал для него символом победы. Проект пользуется большой популярностью в Крыму, жители которого в основном поддержали аннексию. Однако они испытывают трудности из-за высоких цен на продовольствие и товары после прекращения торговли с Украиной".

Il Foglio, Италия:

"Динамичный и изящный язык из бетона и рельсов, жадно захватывающий Азов, — памятник мимолетно промелькнувшей истории, которую международное сообщество не смогло остановить. России он обошелся в цену свыше полутора миллиардов долларов, и эту цену Владимир Путин захотел заплатить в том числе и за свою почти единогласную победу на президентских выборах в марте. В таком случае сообщение Крыма с Россией можно назвать едва ли не идеальным".

Деловая столица, Украина:

"Крымский мост сослужит для Украины хорошую службу. Расстояние до русского берега относительно небольшое, и благодаря мосту, хоть пешком, хоть на телеге, хоть на гироскутере масса крымской ваты получит шанс избежать украинского правосудия. После чего украинские саперы будут иметь отличную возможность поупражняться в подрыве и демонтаже сложных железобетонных конструкций. Таким образом и азовское судоходство будет восстановлено в полном объеме, и вся крымская "вата" лишится шанса вернуться назад".

Главред. Украина:

"В 2014 году, когда строительство Крымского моста только планировали, в Украине появилось много "экспертов", которые доказывали, что мост технически построить невозможно, что он не будет построен, что это пропагандистский фейк. Очевидно, эти люди были наняты Кремлем с тем, чтобы успокоить украинское руководство, внушить мысль о невозможности строительства Крымского моста, чтобы Украина ничего не делала, чтобы воспрепятствовать этому строительству. Кстати, подобные люди работают и до сих пор, рассказывая, что мост стоять не будет, что он вот-вот упадет. Они демобилизуют Украину, внушая ей мысль о том, что не нужно препятствовать этому мосту - он упадет сам".

сли говорить в целом, то событие конечно историческое, - пишет Борис Рожин. - Еще недавно этот мост был лишь картинками проектов, которые обсуждали, критиковали, отвергали. Предлагались подводные тоннели, модернизированные переправы. Но решено было строить мост. Тот мост, о котором мечтали еще в первой половине прошлого века. Тот мост, строительству которого все время что-то мешало на протяжении десятилетий. Тот мост, который было невозможно построить, потому что ледоход, разлом, сейсмическая активность, все украдут, все треснет, Крым вернется на Украину и т.д. и т.п.

И несмотря на весь этот белый шум, он был буднично построен титаническим трудом строителей, реализовавших сложнейший инженерный проект с уже привычным опережением сроков, которые многих приятно, а некоторых и неприятно удивили еще при строительстве энергомоста. Строители и инженеры не заламывали руки при решении объективно существовавших технологических проблем. Эти проблемы последовательно и профессионально решались, находя соответствующие инженерные решения воплотившиеся в финальный проект, который с бумаги материализовался в реальности. Нашей реальности.

Из месяца в месяц мы наблюдали на фотографиях, видео и вживую, как увеличивается количество уходящих в море свай, как наползают на них мостовые пролеты, как рядом с техническим мостом обретает форму автомобильный переход, как плывут через пролив огромные арки, как по уложенному покрытию пошли первые машины.

Безусловно, этот мост достаточно наглядно показывает разницу между Россией и Украиной. Крымчане эту разницу понимали в 2014 году и сделали выбор, о котором не жалеют. Сегодня, они могут наблюдать, как воплощается в жизнь один из результатов сделанного исторического выбора. Этот тот случай, когда результат галочки на референдуме о воссоединении Крыма с Россией можно пощупать собственными руками. Быть сопричастным субъекту истории способному на исторические свершения, это нормальное желание для любого нормального человека. И поэтому сегодня мы видим радость самых разных людей, которые понимают, что данное событие носит исторический характер, создавая удивительное чувство сопричастности Крыма с Россией".

"Напишу о Крымском мосте в другом контексте, не политическом (тут у многих своё мнение), а в экономическом, - отмечает Павел Пряников. - Мы много пишем о том, что могло бы быть драйвером экономического роста. И быстрая отдача у двух отраслей - у стройки и ритейла. Обе отрасли обладают хорошим кумулятивным эффектом - они задействуют множество других подотраслей, они создают много рабочих мест (а рабочие места, как минимум, это НДФЛ для региональных бюджетов). Вклад Крымского моста стоимостью 220 млрд. рублей был примерно равен увеличению ВВП России на 0,3-0,5%. Ещё столько же дали инфраструктурные проекты к Чемпионату мира по футболу. Без этих двух мегапроектов мы бы в 2017-м имели рост ВВП не 1,5-1,7%, а 0,5-0,7%. И это приводит нас к логичному выводу: большие инфраструктурные проекты - это тот самый рецепт "взбадривания" экономического роста страны.

Те же мосты через крупные реки ждут десятки российских городов. Скоростная железнодорожная магистраль Москва-Казань, о которой столько лет говорят, могла бы стать аналогом Крымского моста по экономическому эффекту. А таких магистралей, на самом деле, России нужны десятки. ВСМ между крупными сибирскими городами - Новосибирском, Омском, Кемерово, Красноярском - чем не новый мегапроект? Нам нужны новые ГЭС, нужны скоростные автобаны. Позор, что строительство автотрассы между Питером и Москвой идёт так долго. Нам нужна газификация малых городов и сёл, нам нужно возрождение речного транспорта с соответствующей инфраструктурой - углублением русла, возрождением речных портов и речного транспорта. Малая авиация и аэродромы.

Эти инфраструктурные проекты, как мы видим на примере Крымского моста, могли бы обеспечить прирост ВВП на 2-3% в год. Только за счёт одной отрасли - строительной. Потому что такие проекты - это миллионы тонн цемента и стальной арматуры, асфальт и электротехника, это машиностроение с производством специальной техники, это миллионы (без преувеличения) новых рабочих мест. И деньги на это всё есть. Минфин сейчас пылесосит валюту с рынка, не давая укрепляться рублю. А потом складывает эту валюту в кубышку. Или вместе с ЦБ занимаются скупкой золота, а то и хуже - продолжая скупать госдолг США. Омертвляют эти деньги. А они, эти деньги, могли бы работать на страну и всех нас.

В американских долговых бумагах Россия держит $90-100 млрд. Керченский мост обошёлся в $4 млрд. Т.е. на этот мёртвый капитал Россия могла бы построить 25 Керченских мостов. Ну или сделать все те проекты, о которых пишу выше - ВСМ между Москвой и Казанью, ВСМ между крупными городами Сибири, несколько скоростных, современных автобанов протяжённостью в тысячи километров. И ещё бы осталось на молодёжную ипотеку или поддержку стартапов. Так что заканчивайте все эти разговоры про ДЕНЕГ НЕТ!"

Подпишитесь