Posted 10 мая 2018, 10:24
Published 10 мая 2018, 10:24
Modified 7 марта, 17:03
Updated 7 марта, 17:03
Регионам не стоит ожидать многого от обновленного кабинета министров. По большому счету им ничего не стоит ожидать, - уверен политолог Ростислав Туровский.
Во-первых, после завершения электорального цикла финансовая политика федерального центра неизбежно будет ужесточаться. Было бы наивным думать, что после выборов на регионы прольется золотой дождь. И с этой точки зрения знаковым может стать увеличение политического веса и статуса Антона Силуанова: он хорошо и профессионально разбирается в межбюджетных отношениях, и он, несомненно, продолжит политику, для которой первостепенной целью является достижение сбалансированности федерального бюджета с приоритетным решением федеральных же задач. Траты федеральных средств на регионы, вероятно, будут и далее «оптимизироваться» и сокращаться, а лоббировать интересы регионов губернаторам будет еще труднее. Впрочем, нынешний состав губернаторского корпуса трудно назвать истинными и последовательными борцами за региональные интересы, что правительству тем более удобно.
Вероятно, первоочередной задачей данного правительства станет создание «подушки безопасности» для периода транзита власти после новой думской кампании и перед следующими выборами главы государства. Тем самым правительство создается, вероятно, на три года, и впоследствии будет куда более существенным образом заменено. Вряд ли от такого правительства регионам следует ждать «милостей» - у него совсем другие цели.
Во-вторых, в условиях высокого уровня неопределенности в финансово-экономической сфере, связанной с негативным влиянием внешних факторов, правительство не будет в состоянии предложить регионам какой-либо стратегический курс. Его задача скорее состоит в том, чтобы заниматься тактическими маневрами, исходя из текущей ситуации. Как раз это делать оно умеет, как показывали последние несколько лет. Не случайно изменений в правительстве ожидается не так много: новое правительство должно формироваться под определенный курс, а на данном этапе предложить какой бы то ни было курс невозможно, хуже того - это стало бы авантюрой.
В-третьих, обращает на себя внимание серьезное изменение системы кураторства над региональной политикой. Вероятно, удастся удержать статус-кво только дальневосточному блоку во главе с Трутневым: этот блок очень многое сделал, и очень многое ему еще сделать предстоит. Поэтому менять что-то было нерациональным: кураторы дальневосточной региональной политики как раз оказались в удачном политическом положении. Зато с уходом Хлопонина, видимо, не будет и отдельного куратора Северного Кавказа на уровне вице-премьера. Сам Хлопонин мало занимался этими вопросами в последнее время, и вряд ли эти функции отойдут кому-то еще.
Но еще важнее то обстоятельство, что Козак может утратить многолетнюю функцию вице-премьера, курирующего региональную политику в целом. С одной стороны, это показывает, что какой-либо специальной системной работы в сфере региональной политики правительство вести не будет: скорее, этой сферой будут заниматься все ведомства – каждое в рамках своего функционала. С другой стороны, это удобнее для Минэкономразвития, которое усилит свои позиции в роли фактического основного проводника региональной экономической политики. За ним останутся такие территории, как Крым и Калининградская область. К ним могут добавить Северный Кавказ. Вероятно, Минэкономразвития не дадут только Дальний Восток, давно уже выделенный в особое направление. Региональная политика же может свестись к тривиальному строительному сектору – финансированию инфраструктурных проектов в регионах, кураторство которого на уровне вице-премьеров отойдет Мутко.
В-четвертых, вновь усилившиеся разговоры об особом внимании правительства к вопросам пространственного развития страны напоминают «хорошо забытое старое». В свое время с этих вопросов начинал свою работу ныне не существующий Минрегион. Вполне возможно, что на этом направлении будут приняты красивые схемы и концепции. Вот только из этого, как и прежде, никак не будет следовать какое-либо масштабное финансирование. Скорее пространственная стратегия будет вписана в логику оптимизации федеральной бюджетной политики: она выделит некие главные и важные территории и направления, а остальным на этих основаниях в поддержке будут отказывать. Реальная и реалистичная пространственная стратегия в нынешних условиях появиться просто не может. Этот вопрос, как и многие другие, вероятно, будет отложен на несколько лет.
Оригинал здесь