Вот, я разобрался, наконец, что мне не понравилось в протесте 5 мая, почему он показался мне «неправильным».
Смотрите, вот есть такой вопрос: «Кто заплатит?» Он – критический для всякой борьбы, для всякого протеста. Вот, скажем, смотрю трансляцию из британского парламента – в каждой речи каждого возмущённого англичанина звучит: «Всякий, кто нам навредил, должен понять, что он за это заплатит!»
Так же говорят и американцы. Так же поступают и все остальные. Даже кошки и собаки, и птицы, и вообще все в живом мире так поступают. Чтобы показать – что тот, кто сделал мне плохо – должен почувствовать неудобство на себе, понести потерю.
Ну, вот. А протест 5 мая на Тверской? Кто тут заплатил?
Я уже писал, что рестораны вокруг получили огромный приток клиентов. И они не заплатили за рекламу. Или за городской праздник. А заплатили им. Они получили огромную выручку. Может быть, сто тысяч долларов за день. Так как на Пушкинскую вышло 10 тысяч. А ещё тысяч 50 – вблизи болталось.
Ну, хорошо, а если на площади выйдет миллион? Говорят, что обязательно нужен миллион. Что будет тогда? Эти рестораны получат тогда десяток миллионов долларов выручки? А казаки – ещё больше финансирования? А полиция и росгвардия – ещё больше премиальных? А зачем это нужно?
Итак, похоже, дело тут не в числе. А всё-таки, в ответе на вопрос: «Кто заплатит?».
В том, какие стимулы для обидчиков создаёт протест обиженных.
Вот, скажем, заденьте лавочку, принадлежащую представителю какого-нибудь народа, которого тут вот прямо нет в количестве целого миллиона. А есть только диаспора, которая в меньшинстве. Что будет? Приедут родственники и друзья владельца лавочки и станут устраивать обидчикам неприятности. Чтобы показать: «Да, нас мало, но кто нас тронет – заплатит.» И это нормально, естественно.
А вот показывать «мы страдаем» и платить притом только самим, да притом платить своим же обидчикам - это неестественно. Это не протест, а глупость какая-то.
Оригинал здесь