Posted 8 мая 2018, 18:23
Published 8 мая 2018, 18:23
Modified 7 марта, 17:03
Updated 7 марта, 17:03
Министр финансов Антон Силуанов предложен на пост зампреда по экономике и финансам вместо Игоря Шувалова. Юрий Борисов может возглавить Военно-промышленный комплекс вместо Дмитрия Рогозина. Вице-премьером, отвечающим за социальный блок правительства, Медведев видит председателя Счетной палаты Татьяну Голикову. Ольга Голодец с ее места перемещается в вице-премьеры по культуре и спорту. На позицию зампреда по агропромышленному комплексу возвращается в правительство Алексей Гордеев – постпред президента в Центральном федеральном округе. Дмитрий Козак, курировавший развитие регионов, может заняться энергетикой и промышленностью вместо Аркадия Дворковича, о новом месте которого пока ничего не известно. Другую часть его полномочий по цифровой экономике, транспорту и связи отдают нынешнему замруководителя аппарата правительства Максиму Акимову. Министр спорта Виталий Мутко рекомендован на зампреда по строительству и региональной политике. В шорт-листе на вице-премьерство также – Юрий Трутнев, покидающий пост замминистра обороны по закупкам. Руководителем аппарата нового правительства может быть назначен вместо Сергея Приходько Константин Чуйченко.
Девиз четвертого срока: «Россия – для людей»
Основной идеей своего четвертого президентского срока Путин объявил развитие человеческого капитала. Лозунг новых майских указов, подписанных Путиным до 2024 года: «Россия - для людей». По мнению главы государства, власть должна теперь сосредоточиться на внутренних проблемах страны – обеспечить экономический подъем и технологический прорыв, повысить уровень жизни россиян.
«Нам нужны прорывы во всех сферах жизни. Такой рывок способно обеспечить только свободное общество, которое воспринимает все новое и отторгает несправедливость, косность, дремучее охранительство и бюрократическую мертветчину», - заявил он на инаугурации 7 мая. Приоритеты на ближайшие шесть лет обозначены в указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», подписанном им сразу после церемонии: демография, здравоохранение и образование, развитие жилья и городской среды, экология, безопасные автодороги, поддержка занятости населения, наука и цифровая экономика, культура. Цели во многом повторяют мартовское послание Путина Федеральному собранию: попасть в пятерку крупнейших экономк мира, повысить продолжительность жизни, как минимум, до 78 лет, обеспечить реальный рост доходов граждан, снизить бедность, ускорить технологическое развитие России, создать высокопроизводительный экспорт.
Этим и другими направлениями новому кабмину и предстоит заняться в ближайшие шесть лет.
Что значат перестановки и удастся ли кандидатам, которые готовятся представлять исполнительную власть в России, реализовать обрисованную президентом национальную стратегию? «НИ» попросило экспертов поделиться своими прогнозами.
- Чуда не произошло. Дмитрий Медведев - снова премьер-министр. В формируемом составе уже виден большой лоббистский пакет, основные бенефициары которого: Чемезов, Ковальчуки, Ротенберги, Собянин. По ходу детализации нового майского указа увидим и более мелких игроков, - комментирует политолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко.
Вице-премьерство Голиковой и Гордеева – это возвращение в правительство путинских министров. Силуанов выглядит как аватар Кудрина. Юрий Борисов как вице-премьер по ВПК – это усиление Чемезова. Чуйченко как глава аппарата правительства - чисто медведевский кадр. Повышение Максима Акимова на позицию вице-премьера по цифровой экономике и транспорту было ожидаемым – это назначение от Медведева. Но Дворковича, похоже, в правительстве не будет. Переведут на «Транснефть»? – выдвигает свое предположение эксперт. Мутко как вице-премьер по строительству и Козак по промышленности и энергетике – это рост влияния Ротенбергов. Надо ждать очень интересных назначений в госкорпорациях. Двое из предполагаемых новых вице-премьеров - Силуанов и Голикова - в прошлом заместители Кудрина в Минфине. Из числа вице-премьеров ушедшего правительства только один имел специфический статус - одновременно и полпреда Президента - это Юрий Трутнев. Не исключено, что подобная модель будет сохранена и в новом правительстве в отношении одной или двух вице-премьерских позиций, но выдвигать подобного рода кандидатуры будет уже Путин, а не Медведев, рассуждает Минченко.
Парадокс Мутко
Политолог, доктор политологических наук Юлий Нисневич подмечает интересную почти художественную деталь с церемонии инаугурации, которая, по его мнению, очень точно отражает потенциал нового состава кабмина.
- Мало кто обратил внимание, но на инаугурации сам собой сложился замечательный образ, картинка - «пустые коридоры власти». Помните, президент идёт по коридорам, а там – пусто. Вот и правительство – тасуется колода, но ничего не меняется на самом деле. Плюс-минус в одну сторону, в другую подкручивают, какие-то незначительные подвижки. Но очевидно, что власть с точки зрения новых кадров, новых идей - абсолютно пустая. Поэтому какие-то большие ожидания строить тут, мягко говоря, не стоит, - говорит Нисевич.
По мнению политолога, новый состав можно окрестить правительством имени Мутко и этим будет всё сказано. В советское время была такая практика: если человек с чем-то не справлялся, его передвигали на другую должность, часто с повышением – возгонка по-советстки называлась. Сейчас тоже самое происходит – в лучших советских традициях, считает эксперт.
- Мутко спорт развалил – теперь будет заниматься строительством и региональной политикой. Он какой-то непотопляемый. Как Зурабов, который много лет был министром по социальной политике и потом стал послом на Украине. Тоже был памятником. Кто только против него не бунтовал! Семь или восемь лет просидел.
Есть люди, и они ротируются
Сегодня при формировании нового состава российского правительства у нас есть возможность наблюдать на пике своего проявления свойство современной политики: есть какие-то люди, вот они и ротируются! – Отмечают эксперты.
- Фактически, мы видим только три новых человека в правительстве: Борисов, Акимов, Чуйченко. Все остальные – из старой колоды. Когда хотят сделать реформы, ищут и приводят новых людей. Для реформ нужна новая ударная команда специалистов, профессионалов. Делать реформы с людьми, которые много лет этого не делали – провальная затея. Зачем им делать реформы, когда они много лет замечательно себя чувствовали и без них? Если у нас в правительстве строительством и регионами занимается Мутко, а Голодец – культурой и спортом – это не про профессионалов. Это – уничижительное отношение к профессионализму. Нужный человек – и не важно, понимает он что-то или не понимает, роли не играет. Это похоже на крыловский «Квартет» - передача одних инструментов другим, играл на барабане – теперь на балалайке будет. К сожалению, очевидно, что ничего меняться не будет. Я бы ни на что не рассчитывал, - резюмирует Нисневич.
Кудринская логика
Вчерашние перестановки в правительстве - это кудринско-путинская логика, - считает историк, политолог, президент Центра политических технологий Игорь Бунин. - В правительстве остались люди, которые больше связаны с Путиным, чем с Медведевым. При достаточно слабом премьер-министре будет выстраиваться программа реформ, основная цель которых - сохранение равновесия. Все реформы будут финансово уравновешены под модернизацию трех главных сфер: образование, здравоохранение, транспортная инфраструктура (дорожное строительство).
Два сектора ослаблены – социальный, куда вместо Голодец приходит Голикова, которая, в общем, готова проводить более жёсткую политику, и нет сильного вице-премьера по промышленности – на это место ведут Козака взамен Дворковича. Главная же ставка делается на финансы, и самым главным вице-премьером станет Силуанов, который будет отвечать за все финансы и весь экономический блок.
Привод Силуанова, Козака, Голиковой, Борисова, Мутко – это всего лишь из контекста ужесточения контроля над сферами, которые они готовятся возглавить - это значит, что на эти сферы будут тратить хорошие деньги, полагают эксперты.
- Очевидно, что Голодец – не представитель ни культуры, ни спорта, Мутко совсем не про строительство. Это люди, которым президент, очевидно, серьёзно доверяет, и через них просто будут справлять контрольные функции. Вопрос сейчас остается только в министерских позициях на этих блоках – кого именно будут контролировать? Я думаю, что эта странная попытка перетасовать кадры – это просто вопрос наведения управленческой дисциплины, в целом курс остаётся прежним, и ничего нового они не сделают, - считает политолог, руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков.
Новые вице-премьеры – это чиновники, подтвердившие свои тщательные способности к администрированию и контролю над ресурсными потоками, солидарен с ним политолог, генеральный директор агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов.
- Смысл в том, что в направления, которые им отдают, скорее всего, будут направляться ресурсы. В частности, на цифровизацию, за которую отвечает Акимов. Эти вице-премьеры, основные деятели кабинета, будут растить тех самых инноваторов, новую генерацию политиков, о которых говорил президент для реализации того курса, который заявлен в единственном его майском указе, - говорит эксперт.
Новое правительство – это мизансцена политического влияния, а не стратегия
Описать перспективы нового правительства довольно сложно, так как команда под Медведева сформирована не с точки зрения какой-то политической логики и стратегии, когда есть установка, к примеру, создать правительство либерального курса или консервативного курса. Нынешние назначения будут означать очередную балансировку различных политических групп влияния, считает Гращенков.
- Фактически нужно рассматривать каждую перестановку, исходя из межличностных отношений. Каждый из ожидаемых вице-премьеров так или иначе относится к одной из финансовых групп. Нужно анализировать, какие секторы они курируют, как раньше складывалась работа в этих секторах. К примеру, уход Рогозина из ВПК понятен: он продиктован неуспешной деятельностью человека на этом посту, связанной с провалом новых систем ракет. Теперь на должность поставлен человек из Минобороны, и очевидно, что в его задачи будет входить контроль над отраслью, а не создание новых научно-промышленных объединений, о которых мечтал Рогозин.
Несмотря на это, эксперт прогнозирует, что списывать Рогозина не станут.
Рогозина не спишут
Смещение Рогозина – это всего лишь усиление влияния «Ростеха», Чемезова. В Оборонэкспорт много денег вкачивается, и подвижки какие-то есть, но они не принципиального характера, комментируют политологи. Рогозину же подберут новое хорошее место – это обусловлено личными добрыми отношениями неудавшегося вице-премьера по ВПК с президентом Путиным. К примеру, учитывая, что он ранее был постоянным представителем РФ при НАТО, ему может быть предложен пост в МИДе, где как раз нужен более жесткий переговорщик. Вариант экзотический, но на примере с Мутко мы видим, что ротации принимают весьма непредсказемый характер, говорит Гращенков.
Шувалова разменяли с Дворковичем
В ситуации с Рогозиным и Шуваловым эксперты видят еще и небольшой размен: убрали довольно одиозные фигуры взамен на Дворковича. Шувалов может возглавить, к примеру, МГУ, Дворкович тоже получит назначение из этой же весовой политической категории. Для обоих это будут варианты – не сказать, что совсем уж пенсионной посадки, но точно ухода из сферы принятия решений, высказываются эксперты.
Единственный видимый результат: вице-премьерство разъединили с полпредством
Одним из уже видимых результатов кадровых перестановок в новом правительстве можно считать устранение параллелизма вице-премьеров и постпредов, отмечает Орлов.
- Вчерашние предложения показали, что вице-премьеры, которые могли влиять на регионы, больше не будут совмещать работу с должностями постпредов, говорит он.
Политолог и политтехнолог Аббас Галлямов убежден, что никаким «правительством прорыва» новый состав правительства не станет:
- Новых лиц, способных привнести какие-то яркие и нестандартные идеи, а затем продавить их реализацию, там нет. Потенциал его членов хорошо известен. Впрочем, все это не имеет большого значения. От правительства, по большому счету, вообще мало что зависит. Это технический орган. Основные параметры системы определяет президент, он же принимает ключевые решения. Силовиков, которые являются главным тормозом российской экономики, правительство тоже не контролирует. Правительство - это, по сути, канцелярия, которая задним числом оформляет решения, принятые в другом месте, - объясняет он.
Мнение автора телеграм-канала Сталингулаг:
«Те, кто говорят, что в России ничего не меняется, нагло врут! Например, новый президент Путин учёл все ошибки старого президента Путина и вместо старого премьер-министра Медведева назначил нового премьер-министра Медведева. Над этими забавными перестановками без смены мест можно было бы посмеяться, если бы нам здесь не жить, а точнее - если бы нам здесь не умирать. Прошло почти двадцать лет, кто-то родился, кто-то постарел, но неизменным остались: тот же президент; тот же премьер-министр; те же вице-премьеры; те же министры; все те же лица стояли и аплодировали всё тому же лицу, шедшему всё по той же красной дорожке, в том же самом зале. Нет никаких социальных лифтов, новых идей, новых людей, готовых привнести в это болото какую-то жизнь, никто из них не хочет никакого обновления. Нет его, и не будет. Есть только вечный Виталий Мутко, который передвигается из кабинета в кабинет, и кроме Мутко никому здесь нет места. Нет, и не будет»