80-е годы дают много поводов для размышлений. Как известно, в те годя существовало диссидентское движение. Та были разные люди и разные течения, но основной идеей было правовое государство. Конечно, параллельно существовало недовольство дефицитами, официальной ложью, в которую люди верили все меньше.
Был миф о Западе, как о стране благословенной с точки зрения уровня жизни. Это был не совсем миф, но в закрытом информационном пространстве он приобрел мифологические черты. Но важно, что позитивная идея в виде правового государства все же была. Егор Гайдар и другие реформаторы радикально поменяли этот тренд. На первый план вышли экономические реформы, переход к благосостоянию через шоковую терапию и... макиавеллевская тактика.
Допускаю, что без макиавеллевской тактики было нельзя. Но идея права не должна была исчезать столь радикально и бесповоротно. О ней следовало помнить и соотносить с ней свои действия. Любая революция нелегитимна, но цель восстановления легитимного порядка должна была быть сохранена. Обращаю внимание, что ни один диссидент при Ельцине не сделал карьеры. Пытался установить идеологические отношения Сергей Адамович Ковалев. Но его очень быстро отстранили и облили грязью.
Прошли годы. Даже Милтон Фридмен признал свою ошибку. А Гайдар, при всем уважении к нему, до конца жизни так и не признал. И вот лидеры либералов Кудрин и Титов заговорили о судебной реформе. С технической точки зрения они сказали много правильного. Но сводить идею правового порядка к судебной реформе просто смешно. Суд лишь часть правового государства. Есть еще, как минимум, система законодательства и система правоприменения.
Но есть и еще что-то, без чего эти институты не работают. Отдельный вопрос - что. Всеобъемлющего ответа я не дам, у меня нет такой квалификации. Есть лишь отрывочные смутные идеи. Если бы такие идеи были у кого-то еще... Есть хорошие юристы, но проблема выходит за рамки их компетенции (кстати, Милтон Фридмен тоже говорил что-то похожее). Так или иначе, но слов «правовое государство» с 1991 года я не слышал. Вот и возникает странная ностальгия по диссидентскому прошлому. И не только ему.
В прошлые века существовало много систем правления. Но императорский Рим был уникален в одном отношении. У всех государей во всех странах света были советники. Но только у римских императоров если не главными, то одними из главных советников были юристы. И какие юристы! Я не вижу им равных сегодня. Кто не верит, почитайте Ульпиана. И ведь он не единственный. Просто моего образования не хватает назвать десяток других имен. Но сейчас идея права скорее от нас отдаляется.
Предложение Титова освободить от преследований нескольких предпринимателей, чтобы они снова могли «предпринимать» на благо Родины, пусть даже справедливо, но по сравнению с идеей права просто смешно. А там, где нет права, есть беспредел и право сильного. Теперь вроде бы даже сам Путин обеспокоился: экономика, видишь ли, не растет. Да не в экономике главное. Рост экономики - это уже вторичный эффект.
Оригинал здесь