Posted 4 мая 2018, 07:15

Published 4 мая 2018, 07:15

Modified 7 марта, 16:35

Updated 7 марта, 16:35

Миллиарды от маркировки: кто еще запустит руку в карман покупателя

4 мая 2018, 07:15
Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил новый перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными знаками в России. За передвижениями духов, шин, одежды, обуви и белья постельного, кухонного и туалетного отныне будут наблюдать при помощи специальных устройств. Кому это выгодно?

Правительство уже определилось с единым оператором мониторинговой системы. Большие перспективы в этом деле пророчат компании «Центр развития перспективных технологий», принадлежащей структурам Алишера Усманова, «Ростеха» и венчурного инвестора Александра Галицкого. За нововведениями уже сейчас просматривается большой коммерческий интерес.

Источники, знакомые с ходом реализации проекта, утверждают: на данной функции регулирования в торговле, работающей под Минфином, можно в год осваивать по несколько миллиардов рублей.

Например, в компании «Бритиш Американ Тобакко" уже подсчитали, что дополнительные расходы на маркировку должны увеличить себестоимость продукции и, следовательно, сделать её дороже. О каких суммах может идти речь? Например, если стоимость генерации одного кода для маркировки одной пачки составит 50 копеек, то расходы всей табачной отрасли превысят 6 млрд рублей. Инвестиции российских фабрик производителей в установку нового оборудования, по предварительным оценкам, составят около 3 млрд рублей, сообщил "НИ" представитель БАТ.

Единый цифровой каталог товаров будут внедрять на производстве и на объектах торговли (в крупных сетях и на мелких торговых точках).

Помеченные

Полный перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, опубликован 3 мая на официальном сайте российского правительства:

  1. Табачная продукция
  2. Духи и туалетная вода
  3. Шины и покрышки пневматические резиновые новые
  4. Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи
  5. Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек
  6. Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков
  7. Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек
  8. Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное
  9. Обувные товары
  10. Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки

Распоряжение Дмитрия Медведева № 792 от 28 апреля 2018 года вступает в силу с января 2019 года. Им утверждаются сроки введения маркировки для каждой из десяти групп товаров. С 1 марта 2019 года, к примеру, обязательной станет маркировка табака, с 1 июля 2019 года — обуви, всех остальных категорий — с 1 декабря 2019 года. Проект распоряжения был внесен на рассмотрение Минфином России.

Современные технологии или освоение бюджета?

Одобренный правительством механизм маркировки подразумевает, что каждой товарной единице из утвержденных категорий прямо на производстве будет присваиваться уникальный цифровой двухмерный код с криптографией Data Matrix. По данному коду товар будет заноситься для хранения в Единый национальный каталог маркировки. Система, таким образом, будет следить за каждой единицей товара и запоминать все произведенные с ней операции с момента нанесения метки на конвейере до продажи с кассы магазина конечному потребителю.

Официально издание нормативно-правового акта относят к мерам по борьбе с незаконной торговлей.

«Цель принятого решения – снижение оборота контрафактной продукции в России. Перечень товаров сформирован с учётом особенностей рыночной конъюнктуры и условий товарооборота на соответствующих рынках», - сообщается в справке к распоряжению на сайте правительства.

В то же время о том, кто именно займет нишу «маркировочного конвейера» и вступит в нелегкую борьбу с контрафактом стало известно еще в декабре прошлого года. Президент Владимир Путин поддержал тогда идею создания единого оператора системы цифровой маркировки товаров в России на базе ООО «Оператор-ЦРПТ» - «дочки» Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Презентация проекта ЦРПТ как раз идет в эти дни – параллельно с изданием нормативной базы в правительстве.

Перспективные технологии Усманова не терпят конкуренции

В пресс-релизе компании от 3 мая под названием «Государство утвердило модель цифровой маркировки и перечень первых товаров, подлежащих обязательной маркировке» компания уверяет, что готова удовлетворить все обозначенные в техзадании правительства требования к разрабатываемой Национальной системе маркировки каталога.

«Центр развития перспективных технологий, определенный оператором Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости, готов обеспечить все обозначенные в документе требования к системе и ее функционированию. ЦРПТ совместно с представителями бизнеса в каждой товарной категории проработает оптимальные механизмы маркировки для минимизации затрат участников оборота и комфортного перехода на обязательную цифровую маркировку» - сообщается в пресс-релизе.

В этом же сообщении ЦРПЦ ссылается свой успешный эксперимент по внедрению такой же системы отслеживания для регулирования оборота табачной продукции. «Менее чем за три месяца – с января по апрель 2018 года – система цифровой маркировки заработала в полную силу».

Напомним, с 2016 года в России также стала обязательной маркировка изделий из меха. В феврале 2017 года на добровольных началах стартовала кампания по маркировке лекарственных препаратов (она будет обязательной с 2020 года).

Фактически установленная монополия ЦРПЦ на нанесение торговых «меток» при этом, похоже, не смущает ни заказчика в лице государства, ни самого будущего оператора. На своем сайте компания открыто позиционирует себя как исключительного участника рынка. «Центр развития перспективных технологий обладает исключительными технологическими компетенциями и экспертными возможностями для обеспечения полного цикла маркировки и прослеживания, локализации производства оборудования для маркировки товаров, вывода на рынок инновационных технологических решений», - говорится в разделе «О нас».

Предварительные подсчеты

«Центр развития перспективных технологий» зарегистрирован не так давно – 1 июня 2017 года и располагается по адресу: Рублевское шоссе, 28. При этом уставной капитал минимального размера вносили в общество, согласно данным Федеральной налоговой службы, сразу три участника: общество с ограниченной ответственностью «Элвис-плюс групп» (25%), акционерное общество «Петер-Сервис» (50%) и акционерное общество «Концерн «Автоматика» (25%).

По утверждениям источников издания The Bell перечисленные организации контролируются структурами миллиардера Алишера Усманова, госкорпорацией «Ростех» и венчурным инвестором Александром Галицким.

В чем интерес компании обслуживать государственные нужды? Для функционирования Единого каталога товаров, по оценкам самих представителей ЦРПЦ, потребуется установка программного обеспечения и оборудования на производстве. Общие суммы по внедрению такой системы по всей стране пока никем не озвучивались публично. По предварительным данным, расходы могут составить до 3 млрд рублей на одну категорию товаров. Соответственно – до 30 млрд рублей на 10 категорий.

Кроме этого, рассматривается возможность введения платы за услугу прослеживаемости каждой единицы товара в размере около 0,5 рублей.

«По данным ФТС, в 2017 году в России было продано 1,2 млн промаркированных меховых изделий. Если бы все они были российского производства и уже работала система ЦРПТ, то на этом оператор заработал бы всего 600 тыс.​ руб. При маркировке сигарет (отметку получает каждая пачка; общий объем производства сигарет в год — 250–260 млрд штук, или 12,5 млрд пачек при условии фасовки по 20 сигарет) заработок мог бы составить уже 6,25 млрд руб.», - приводит свои подсчеты РБК.

Дополнительные траты могут появиться и у мелкого и среднего бизнеса, работающего в розницу. По предположениям самих владельцев торговых точек, расходы на установку нового оборудования будут возложены на них самих. Кроме того, обслуживание такой системы может обходиться в 50-80 тыс. руб. в год.

Подпишитесь