Posted 29 апреля 2018, 16:07
Published 29 апреля 2018, 16:07
Modified 7 марта, 16:36
Updated 7 марта, 16:36
Сергей Васильев, предприниматель
Первое российское Правительство, собранное Ельциным, состояло либо из старых советских чиновников (типа Черномырдина), либо из молодых завлабов, типа Чубайса и Немцова.
В те первые постперестроечные годы, конца 80-х – начала 90-х, вопрос о зарплатах членов Правительства особо не стоял, цены в магазинах галлопировали, официальная зарплата все равно не поспевала за гиперинфляцией. Но этого никого не смущало.
Еще работала советская привычка, что привилегии высших руководителей, это – не зарплата, а прикрепленность к спецраспределителю, к отдельным служебным больницам, к особым санаториям и прочее.
Но так было не долго.
Уже к середине 90-х стал проявляться разительный контраст между доходами членов нового российского Правительства и нового российского бизнеса.
Бизнесмены быстро стали зарабатывать миллионы, а чиновники продолжали получать свои обесцененные мизерные зарплаты. Они может и были чуть выше, чем средняя зарплата по стране, но разительно отличались от доходов бизнеса. Причем за свои «новые» миллионы бизнесмены могли позволить себе гораздо больше и в более широком ассортименте, чем чиновники в своих «спецмагазинах». Да и сами эти «спецмагазины» стали исчезать и разваливаться.
Это было золотое время, когда любой бизнесмен чувствовал себя богаче и влиятельнее любого чиновника и естественно, сюда пошли самые талантливые и профессиональные люди.
Первая попытка привлечь этих «новых» влиятельных бизнесменов в Правительство началась со знаменитого назначения Владимира Потанина (тогда главы частного Онэксимбанка) Вице-Премьером.
Потанин пошел тогда в Правительство не за зарплату, а чтобы научить Правительство работать по-новому. Если ты успешен в бизнесе – значит ты знаешь, как правильно реформировать и страну!
Основным результатом того потанинского прихода во власть стали «залоговые аукционы», в результате которых огромные куски советской промышленности оказались в руках новых русских бизнесменов, а уже через год, после проведения этих «залоговых» аукционов Потанин вернулся назад в свой Онэксимбанк.
Бизнес взял от власти всё, что смог и захотел.
Этот пример с Потаниным был ярким сигналом для Власти, что случился перебор. Нельзя привлекать в центр Власти совсем уж крупных и влиятельных бизнесменов, они вчистую начинают переигрывать чиновников.
Но и оставлять ситуацию прежней было тоже нельзя. «Бедный» чиновник, на маленькой зарплате – это плохо. Это всегда – соблазн коррупции и низкий профессионализм.
Только начиная с нулевых, с приходом Путина, ситуация стала меняться. Путин не брал в новую команду очень крупных бизнесменов, но стал набирать тех, кто тем не менее уже имел опыт бизнеса. Он просто и не мог поступить иначе, других опытных людей не было. Все мало-мальски талантливые люди в 90-х попробовали себя в бизнесе, что-то начинали сами или успели поработать в чужих бизнес-структурах.
Во власть стали приходить люди, уже понимавшие, что такое бизнес и сколько там зарабатывают.
Дать сразу зарплату, сравнимую с доходами в бизнесе Путин, конечно, не мог. Слишком уж это выглядело бы неприлично по отношению к всему остальному населению, которое продолжало получать мизерные зарплаты.
И тогда негласно пришло правило, что, будучи государственным чиновником, ты можешь продолжать параллельно заниматься и бизнесом.
Это негласное правило потянуло в сектор государственного управления огромное количество новых людей. Масса вчерашних бизнесменов стали переодеваться в чиновников и политиков.
Что они там будут делать, они еще плохо понимали. Конкретных планов, как параллельно работать чиновником и заниматься бизнесом, еще никто не понимал. Многие пошли на авось.
Это усилило и наполнило квалифицированными кадрами систему государственного управления, но это и запутало систему взаимосвязей, интересов и целей. Жить двойной, а то и тройной жизнью – то еще удовольствие!
Кто-то не справился с этой «запутанной» задачей и покинул госструктуры, а кто-то наоборот сумел встроиться в систему, наладив одновременно и чиновничий процесс, и собственные дела.
И сегодня ситуация кардинально изменилась.
Если проанализировать налоговые декларации за 2017-й крупных государственных чиновников, то мы увидим, что их доходы уже превышают уровень крупных российских бизнесменов.
«Негласная» система, позволяющая чиновникам зарабатывать дополнительные доходы или система бонусов для руководителей госкорпораций, уже работает в перебор. Крупный чиновник или топ-менеджер госкорпорации может зарабатывать уже больше чем крупный бизнесмен. Это естественно ведет к тотальному огосударствлению системы, ведь чем больше госструктур создается, тем больше возникает мест для кормления.
И с каждым годом эта ситуация становится все более очевидной.
Путин вводил обязательную систему декларирования доходов чиновников и членов их семей, как инструмент мониторинга, контроля, чтобы видеть уровень чиновничьих доходов и анализировать их источники.
Казалось, что это будет сдерживать аппетиты и будет инструментом борьбы с коррупцией.
Но пока толку нет. Видеть то мы их сейчас видим, но чиновник перестал стеснятся.
Вот уже Белозеров (глава РЖД) спокойно показывает в своей декларации доход в 180 млн рублей, хотя его предшественник, Якунин, еще вчера отказывался публиковать в печати свою декларацию.
И потому очевидно, Путину придется делать следующий шаг.
После введения обязательного декларирования доходов чиновников, по-видимому нужно уже вводить какие-то ограничения на уровень вознаграждения чиновников и руководителей госкорпораций.
А также определять какой-то предельный уровень «дополнительных» доходов чиновников, после которого чиновник должен оставить государственную службу. Пусть уж уходит и занимается спокойно своими частными делами.
Рано или поздно эти цифры будут главными раздражителями для общества.
Оригинал материала - здесь