Posted 29 апреля 2018, 16:07

Published 29 апреля 2018, 16:07

Modified 7 марта, 16:36

Updated 7 марта, 16:36

Сергей Васильев: "Путин вынужден будет пересмотреть зарплаты чиновников"

29 апреля 2018, 16:07
Сюжет
Деньги
Сколько должен зарабатывать член Правительства? Вопрос на праздный и не простой. В поисках ответа на этот вопрос прошли последние десятилетия. И сегодня мы опять на развилке...

Сергей Васильев, предприниматель

Первое российское Правительство, собранное Ельциным, состояло либо из старых советских чиновников (типа Черномырдина), либо из молодых завлабов, типа Чубайса и Немцова.

В те первые постперестроечные годы, конца 80-х – начала 90-х, вопрос о зарплатах членов Правительства особо не стоял, цены в магазинах галлопировали, официальная зарплата все равно не поспевала за гиперинфляцией. Но этого никого не смущало.

Еще работала советская привычка, что привилегии высших руководителей, это – не зарплата, а прикрепленность к спецраспределителю, к отдельным служебным больницам, к особым санаториям и прочее.

Но так было не долго.

Уже к середине 90-х стал проявляться разительный контраст между доходами членов нового российского Правительства и нового российского бизнеса.

Бизнесмены быстро стали зарабатывать миллионы, а чиновники продолжали получать свои обесцененные мизерные зарплаты. Они может и были чуть выше, чем средняя зарплата по стране, но разительно отличались от доходов бизнеса. Причем за свои «новые» миллионы бизнесмены могли позволить себе гораздо больше и в более широком ассортименте, чем чиновники в своих «спецмагазинах». Да и сами эти «спецмагазины» стали исчезать и разваливаться.

Это было золотое время, когда любой бизнесмен чувствовал себя богаче и влиятельнее любого чиновника и естественно, сюда пошли самые талантливые и профессиональные люди.

Первая попытка привлечь этих «новых» влиятельных бизнесменов в Правительство началась со знаменитого назначения Владимира Потанина (тогда главы частного Онэксимбанка) Вице-Премьером.

Потанин пошел тогда в Правительство не за зарплату, а чтобы научить Правительство работать по-новому. Если ты успешен в бизнесе – значит ты знаешь, как правильно реформировать и страну!

Основным результатом того потанинского прихода во власть стали «залоговые аукционы», в результате которых огромные куски советской промышленности оказались в руках новых русских бизнесменов, а уже через год, после проведения этих «залоговых» аукционов Потанин вернулся назад в свой Онэксимбанк.

Бизнес взял от власти всё, что смог и захотел.

Этот пример с Потаниным был ярким сигналом для Власти, что случился перебор. Нельзя привлекать в центр Власти совсем уж крупных и влиятельных бизнесменов, они вчистую начинают переигрывать чиновников.

Но и оставлять ситуацию прежней было тоже нельзя. «Бедный» чиновник, на маленькой зарплате – это плохо. Это всегда – соблазн коррупции и низкий профессионализм.

Только начиная с нулевых, с приходом Путина, ситуация стала меняться. Путин не брал в новую команду очень крупных бизнесменов, но стал набирать тех, кто тем не менее уже имел опыт бизнеса. Он просто и не мог поступить иначе, других опытных людей не было. Все мало-мальски талантливые люди в 90-х попробовали себя в бизнесе, что-то начинали сами или успели поработать в чужих бизнес-структурах.

Во власть стали приходить люди, уже понимавшие, что такое бизнес и сколько там зарабатывают.

Дать сразу зарплату, сравнимую с доходами в бизнесе Путин, конечно, не мог. Слишком уж это выглядело бы неприлично по отношению к всему остальному населению, которое продолжало получать мизерные зарплаты.

И тогда негласно пришло правило, что, будучи государственным чиновником, ты можешь продолжать параллельно заниматься и бизнесом.

Это негласное правило потянуло в сектор государственного управления огромное количество новых людей. Масса вчерашних бизнесменов стали переодеваться в чиновников и политиков.

Что они там будут делать, они еще плохо понимали. Конкретных планов, как параллельно работать чиновником и заниматься бизнесом, еще никто не понимал. Многие пошли на авось.

Это усилило и наполнило квалифицированными кадрами систему государственного управления, но это и запутало систему взаимосвязей, интересов и целей. Жить двойной, а то и тройной жизнью – то еще удовольствие!

Кто-то не справился с этой «запутанной» задачей и покинул госструктуры, а кто-то наоборот сумел встроиться в систему, наладив одновременно и чиновничий процесс, и собственные дела.

И сегодня ситуация кардинально изменилась.

Если проанализировать налоговые декларации за 2017-й крупных государственных чиновников, то мы увидим, что их доходы уже превышают уровень крупных российских бизнесменов.

«Негласная» система, позволяющая чиновникам зарабатывать дополнительные доходы или система бонусов для руководителей госкорпораций, уже работает в перебор. Крупный чиновник или топ-менеджер госкорпорации может зарабатывать уже больше чем крупный бизнесмен. Это естественно ведет к тотальному огосударствлению системы, ведь чем больше госструктур создается, тем больше возникает мест для кормления.

И с каждым годом эта ситуация становится все более очевидной.

Путин вводил обязательную систему декларирования доходов чиновников и членов их семей, как инструмент мониторинга, контроля, чтобы видеть уровень чиновничьих доходов и анализировать их источники.

Казалось, что это будет сдерживать аппетиты и будет инструментом борьбы с коррупцией.

Но пока толку нет. Видеть то мы их сейчас видим, но чиновник перестал стеснятся.

Вот уже Белозеров (глава РЖД) спокойно показывает в своей декларации доход в 180 млн рублей, хотя его предшественник, Якунин, еще вчера отказывался публиковать в печати свою декларацию.

И потому очевидно, Путину придется делать следующий шаг.

После введения обязательного декларирования доходов чиновников, по-видимому нужно уже вводить какие-то ограничения на уровень вознаграждения чиновников и руководителей госкорпораций.

А также определять какой-то предельный уровень «дополнительных» доходов чиновников, после которого чиновник должен оставить государственную службу. Пусть уж уходит и занимается спокойно своими частными делами.

Рано или поздно эти цифры будут главными раздражителями для общества.

Оригинал материала - здесь

Подпишитесь