Михаил Гришин
На вопрос «что происходит с российской средней общеобразовательной школой?» есть один простой ответ: она утонула. Утонула в многочисленных отчетах, мониторингах, скорингах, всевозможного рода планах, справках и снова отчетах, единственная цель которых — составить на их основе новый отчет. Эта бюрократическая трясина медленно, но верно затягивала наше школьное образование на протяжении последних лет, пока в этом болоте не погрязли все без исключения.
Десятилетиями учителя играли ключевую роль в качестве школьного обучения. Именно от них — от их таланта, подачи материала, - зависело, как хорошо дети усвоят программу, с какими знаниями выйдут из школы, смогут ли без репетиторов и дополнительных занятий поступить в вуз. Люди, которые стремились дать своему ребенку хорошее образование, в первую очередь старались подобрать школу с сильными педагогами. Ведь учителя были той системообразующей силой, которой измерялось качество и престиж того или иного образовательного учреждения.
Теперь эта сила помножена на ноль. Сегодня роль учителя в предоставлении знаний ученику свелась до минимума - на это просто нет времени. Учитель живет от отчета до отчета, от подготовки детей к тесту «Московского центра качества образования» (МКЦО) до подготовки к Всероссийской Проверочной Работы и пресловутому Единому государственному экзамену (ЕГЭ). А чтобы получать достойную зарплату, вынужден брать на себя еще и дополнительную административную нагрузку.
В результате производство отчетов и других очень важных (с точки зрения наших чиновников) бумаг стало основной работой учителя. Он стал классическим бюрократом, чья задача — показать другим бюрократам хорошую статистику в виде успеваемости учеников. Вот и весь образовательный процесс. О воспитании, творчестве, наставничестве, поиске нестандартных подходов к ученикам, раскрытии их талантов здесь речь уже не идет — эти вещи теперь находятся на периферии учительского внимания. Время этим прежде основным процессам уделяется по остаточному принципу.
В погоне за отчетностью была потеряна связующая нить между учителем и учеником. Ребенку не интересно идти в школу, а погрязший в бумагах учитель не может заинтересовать ребенка, так как ему некогда и не хочется об этом даже подумать. Поэтому сегодня обучение в стандартной средней школе - это муторный и не интересный ни одной из сторон процесс.
Другая жертва новых реалий — институт второгодничества, один из немногих действенных инструментов воздействия на неуспевающих учеников. Руководство школы заинтересовано в благополучных показателях сдаваемых отчетов еще сильнее самого учителя. Современных отстающих детей больше не пугают, что оставят их на второй год, а просто переводят их в следующий класс, даже если они этого не заслужили. Нетрудно догадаться, что подобная практика уничтожает мотивацию не просто учиться хорошо, а учиться вообще, и не только у самих двоечников, но у всего класса. Ведь если нет разницы, то зачем делать уроки?
Изменить ситуацию могли бы мы, родители — ведь это наши дети недополучают знания (а точнее, получают никакое образование). Но роль родительских комитетов сегодня тоже нивелирована, сведена на нет. Да и сами родители в большинстве своем не горят желанием погружаться в детали образовательного процесса, что позволяет учителям оставаться на своей волне.
В сегодняшней средней российской школе такая ее функция, как воспитание личности, отсутствует как класс. Развитие самостоятельности, творческого мышления — тоже. Не существует по сути ни индивидуальных проектов, ни групповых работ. Все школьные выставки, опять же, делаются в первую очередь для отчетности. Их экспонаты — наспех сделанные родителями учеников поделки, а не результат самостоятельной реализации проекта ребенком. Но зато по бумагам у нас все хорошо: выставку провели, деньги освоили, галочку поставили.
Даже хорошие и нужные начинания не могут пробиться через эту бюрократическую трясину. За последние годы было много сделано для оснащения классов хорошим и дорогостоящим оборудованием. Отчеты вышли на загляденье — школы оборудованы современной техникой, теперь-то заживем! Но многое из этого оборудования просто пылится, так как сами учителя не умеют им пользоваться, а на многие новшества, доступные с такой продвинутой техникой, банально нет времени.
Проблему перегруженности учителей бумажной работой не раз выносили на самый высокий государственный уровень. Много раз с разных трибун мы слышали призывы освободить преподавателей от этой работы. Еще в 2012 году свеженазначенный министр образования Дмитрий Ливанов обещал, что число отчетов и бумажек, которые вынуждены заполнять учителя, обязательно будет сокращено. С тех пор успели сократить и самого Ливанова, а воз и ныне там. И с каждым годом ситуация становится только хуже.
Образовательная система сделала серьезную ставку на цифры и статистические данные, и весьма преуспела в этом. Но за этим потоком она упускает самое главное - индивидуума, ради которого и создавался институт знаний. Очень бы хотелось, что бы у нашей образовательной системы произошел прорыв в понимании духовной личности ученика и его натуры. Ведь идеальный учитель — не бюрократ с отчетностью, но тонкий психолог, каждый в своей области. Учитель, каким он должен быть — это наставник, проводник в мир удивительных знаний, который дарит нашим детям возможность видеть мир ярче и шире. Это тот человек, который видит проблемы каждого ребенка и корректирует их. Помогает раскрыть способности, реализовать творческую сторону. А не отбывает номер просто так, для галочки.
Ведь дети - это цветы жизни. Так пусть у них будет возможность цвести и радовать взгляд окружающих.
Об авторе:
Гришин Михаил Александрович родился в г.Щелково Московской области в 1984 г. Женат , трое детей. Состоит в ЛДПР. Является основателем рекламно-производственной компании «Ф-Медиа», которая входит в тройку лидеров по производству пластиковых карт в РФ. С 2012 года - основатель и Генеральный директор ООО « Межрегиональный правовой центр».