Сегодня «Шанхай» горит. На днях собственник земли - Московский государственный университет объявил о второй очереди по сносу гаражей в Раменках. На расчищенном участке в ближайшее будущее начнется грандиозное строительство Научной долины - новой зоны МГУ. Для сотен обитателей гаражных кооперативов процесс проходит весьма болезненно. Но не из-за того, что они грудью встали защищать свои железные коробки от экспансии научно-технической мысли.
О планах по застройке 242 гектаров между двумя проспектами - Ломоносовским и Вернадского и границами жилых кварталов вдоль Мичуринского проспекта и улицы Удальцова известно давно. Проект научно-технологической долины был презентован университетом и городскими чиновниками общественности еще в июле 2015 года. На территории планировалось возвести 1,25 млн кв. м. недвижимости: из них 460 тыс. кв. м – учебные корпуса и иные объекты для нужд вуза и 780 тыс. кв. м. жилья. В декабре на заседании градостроительно-земельной комиссии при мэре Москвы озвучивалась примерная сумма инвестиций в проект: 149, 9 млрд рублей. Из них город должен был выделить около 3,9 млрд рублей, остальные затраты – ответственность инвестора, которым помимо самого МГУ, предположительно, выступит АО «Интеко», 87,5 % акций которого находится на балансе АО «РОСТ БАНК», 7,5% принадлежат ООО «Сбербанк Инвестиции», а 5% - физическим лицам. По заявлениям Москомархитектуры, в новом районе помимо жилья появятся новые станции метро, зеленые зоны и велодорожки, будет расширена дорожная инфраструктура. Градоначальники отмечали, что это были не самые сложные публичные слушания, и в целом жители района проект поддержали.
Участники гаражно-строительных кооперативов тоже особо не вносили критических замечаний, так как власти Москвы пообещали, что за снесенные гаражи их владельцы получат компенсации: 100 тыс. рублей - за некапитальные постройки, по 200 тыс. руб. - за капитальные.
Проблема в том, что когда дошло до реального сноса, о розданных обещаниях все позабыли.
Территорию объявили «рассадником БОМЖей и наркоманов», а имущество гаражных кооперативов теперь называют самовольными постройками и сносят без судебных орденов и без выплаты компенсаций. Люди чувствуют себя обманутыми. Владельцы гаражей при этом отмечают, что зачистка территории проходит совсеи нецивилизованным путем. Людей не предупреждают заранее и многие просто не успевают вывозить свое имущество. Территорию блокируют, и люди вынуждены прорывать цепи ОМОНа, чтоб вырвать из-под завалов свои пожитки. Зато в темное время суток тут беспрепятственно хозяйничают мародеры.
Из-за едкого дыма и копоти находиться в доживающем свои дни «Шанхае» долго невозможно. Кто-то из владельцев не может смириться с отбором гаражей и напоследок из чувства мести их поджигает. Работа экскаваторщика встает на часы. На место выезжают пожарные расчеты, МЧСники, полиция для составления протоколов…
Несколько мужиков наблюдают за пожаром на соседней улице из-за изгороди.
- Вон баллон - за кирпичной топкой! А если взорвется, экскаваторщика разорвет просто и всё или он без рук отсюда уедет, - кричат они. – Да что за [употребление слова запрещено в соответствии с требованиями Роскомнадзора, синоним: ужас] такой! 150 тысяч такие гаражи стоят. Отдали бы половину нам, да и все!
На еще не тронутых линиях кооператива бушует своя жизнь. Люди в спешке разбирают полки в своих гаражах, стряхивают пыль с залежавшегося барахла. Машины, мотоциклы стоят у ворот с раскрытыми багажниками и колясками. За один раз загрузить всё, естественно, не получается, приходится делать по несколько ходок.
- Переговоров не ведется никаких. Ни одной бумажки не прислали. Два дня назад пришли люди. Не в форме, обычные люди. Не представились. Потребовали вывозить имущество, и чтоб через неделю никого тут не было. Если не успеем – то не успеем. Приедет ОМОН, всё оцепит и будет работать экскаватор. Дали понять, что жаловаться никому не надо, что даже пытаться не надо, бесполезно, - рассказывает председатель гаражно-строительного кооператива «Мотор» Александр Маркович.
В соседнем кооперативе «Стрела», где сейчас горит, уже порушили. Там женщина одна прямо под экскаватор кидалась, чтобы выскрести свои пожитки. Ей не дали. У нее истерика началась и ее на руках оттуда вынесли. А некоторые вообще ночевали в гаражах, чтоб их не сносили. Не помогло, - продолжает председатель.
- То сносят, то не сносят, ни черта не ясно. Никаких объявлений не было. Последние два дня председатель с матом тут носится. И не только он, - рассказывает владелец гаража Нвер Минасян. - Я-то хоть ладно – каждый день тут бываю, а соседи вообще откуда должны узнать про снос?
- Работает техника, а народ с авоськами бегает, что успеет вытащить, а что нет. А потом мы видим, как рабочие помятые каркасы на металлолом увозят, а что внутри было – [употребление слова запрещено в соответствии с требованиями Роскомнадзора, синоним: воруют]. Машины вытаскивают из гаражей, тянут на стоянку, а если за ними долго не приходят – то их тоже вскрывают, дербанят, - возмущается Анатолий Недляков по поводу сноса на соседних линиях.
- Был очень удобный гараж. Рядом с домом. В одном месте и мойка, и автосервис, и страхование. Сегодня звонит председатель, говорит: «Нас ломают. Приезжаете, все вывозите». Нас не информировали вообще. Ни компенсации, ничего. Понятно, что самозахват. Вот жгут соседи свои гаражи. Я бы тоже подожгла, чем им оставлять! – Говорит Ирина Д.
В дворике автосервиса, который расположился прямо у въезда в кооператив, уселись на перекур слесари и мойщики. Скоро они останутся безработными.
- Да ничего хозяин не говорит. До конца мая работаем, а потом, что хотите, говорит, то и делаете. Снос. Сваливать, говорит, надо.
- Ничего тут не поделаешь. Было постановление мэрии о сносе всех гаражей в Москве. Слушания были уже давно, и там эту мысль все чиновники отстаивали. Какие компенсации, зачем? Можно же нам ничего не платить, - иронизируя говорит владелец автосервиса. - А коробки эти гаражные – ну они говорят - забирайте коробки-то свои, пожалуйста.
Хлопанье дверей к коморке сторожа тем временем не прекращается ни на минуту. Прибегающие участники кооператива мучают сторожа одними и теми же вопросами.
- На самом деле сносят? Хоть бы компенсацию дали…
- Как сносят? Как так? Говорили же долго, не один год, что будут сносить, а теперь на самом деле уже, значит? – Как будто бы не верит сам себе Дмитрий Жуков. – Ладно, пойду тогда разбирать, а то времени мало.
- Взносы платим в гаражный кооператив. Даже ревизионные комиссии у нас бывают. А теперь как будто бы ничего никому не надо. Просто так же не делается, людям нужно время. Не так-то легко отсюда всё вывезти, - говорит Александр Хорошко. - И куда вообще нам это все девать? Выплаты по-хорошему надо организовать. Или площадь новую предложить, да хотя б стоянку. У нас же не просто так – не самоуправно же мы на эти места въехали. Я в 95-ом брал за реальные деньги. Все зафиксировано у нас в кооперативе. Все сделки в членской книжке отражены. И покупка и взносы. Кстати, я вот за полгода, например, заплатил 3,5 тысячи, а прошло только 4 месяца. Нам взносы же не будут возвращать? - Обращается он к сторожу.
- У тебя за полгода, а я вообще за весь год заплатил, - отзывается сосед.
В это время у шлагбаума сторожки притормаживает «заблудшая» пожарная машина. Скопившиеся под дверью мужики свистят ей, машут, кричат, что пожар не тут. Нужно объезжать и заходить с соседней улицы. Пожарные привлекают пару мужиков. Те жестами помогают им развернуться и вырулить с узкой улочки.
- Никто ничего толком не знает. Приходили недавно люди. Не церемонились. Через неделю будем сносить, вывозите всё с гаражей, говорят. Я им говорю, как, мол, мы так быстро всё вывезем? Вешайте объявление, говорю. А они мне – не волнует, мол, сами как хотите, так и доносите до людей - рассказывает сторож Виталий Дьяконов. – У нас в одном блоке только 500 гаражей. Кто-то в больнице лежит, кто-то за границей, до кого-то с первого раза и не дозвониться.
Сторож говорит, что во всем кооперативе уже отключили электричество. Только на его коморку оставили один шнур – выпросил для телевизора.
- Будет скандал, - подытоживает он. Жаловаться некому. Что хотят, то и делают. Никакого порядка в стране! У сторожа включен Первый канал – по телевизору показывают передачу «Время покажет» с Артемом Шейниным.
- Никакого порядка! – Ругается сторож.
В первой линии кооператива стоит грузовик – набит вещами до отвала. Хозяин гаража Андрей И. верхом на мотоцикле мучается с педалью. Транспорт не заводится.
- А ничего не говорят. Комбинацию из трех пальцев показывают, - говорит Андрей И. в ответ на вопрос о возмещении потерянного места. Андрей И. говорит, что он эфэсбэшник. Тут таких, как он – представителей спецслужб много: гэрэушники, пограничники, воины Афганистана, инвалиды. Целая линия – наша. Когда-то места в кооперативе им достались по льготам от государства. А что самое интересное – под кооперативом этим, под землей - целый секретный город. Спецобъекты, спецсвязь, и строить тут по закону вообще ничего нельзя, говорит он.
- Перевожу всё в Крым! Кто успел – тот молодец. Даже по нормальному сделать не могут, блин. Ни объявлений, ни сроков, ни взамен ничего. Многие вообще вывезти не успеют, потому что половина в Сирии. Слышали да? В Крым поеду! Никакого государства! – Ругается Андрей, и старый мотоцикл, наконец, заводится.
Проект Научно-технологической долины подразумевает снос всего "Шанхая" – несколько тысяч строений. Первая очередь сноса в столичном районе Раменки была произведена сразу после слушаний – в 2015-2016 годах – тоже не без общественного скрежета.
Вторая волна возобновлена в середине апреля этого года. На выполнение работ по демонтажу построек гаражных кооперативов МГУ заключил с подрядчиком ООО «АйДиЭс Партс». Именно эта частная компания, по условиям договора, и должна организовать выплату компенсаций владельцам гаражных металлических боксов.
На официальном сайте префектуры Западного административного округа Москвы вниманию владельцев гаражей района Раменки представлено объявление, подтверждающее состоявшееся решение о начислении выплатах.
«Для владельцев некапитальных гаражей предусмотрена компенсация убытков в размере 100 тыс. рублей.
Для владельцев капитальных гаражей предусмотрено: ·
Предоставление альтернативного машиноместа в планируемых к возведению паркингах (для инвалидов, ветеранов и граждан с надлежаще оформленными правами собственности); ·
Предоставление альтернативного машиноместа в планируемых к возведению паркингах по себестоимости (600 тыс. - 1 млн рублей);
· Компенсация убытков в размере 200 тыс. рублей.
Если денежная компенсация является для вас предпочтительной, вы можете оформить документы об оперативной выплате. Для получения дополнительной информации и срочного оформления документов необходимо обратиться к представителю комиссии», - сообщается на сайте префектуры.
Указан контактный номер телефона: 8 925 640-34-57, по которому корреспонденту «НИ» ответил представитель компании «ООО «АйДиЭс Партс»:
- Не будет компенсаций, никому не будет, никому вообще. Когда были публичные слушания, там была заказчиком другая организация - коммерческая, которая приняла решение выплачивать компенсации. Те, кого снесли первыми - те получили компенсацию. И то в принципе это был жест доброй воли, потому что та организация тоже могла не выплачивать, а снести как самострой. А сейчас сносит непосредственно заказчик - МГУ. Они решили сносить без выплаты компенсаций, как самострой. Они приняли такое решение, они освобождают свою землю. Мы подрядная организация, мы только ведем работу. Все вопросы туда, - сказала представитель подрядчика.
26 апреля «НИ» направила в пресс-службу МГУ информационный запрос с просьбой разъяснить установленный порядок выплаты компенсаций гражданам за снос построек гаражных кооперативов.