Однако Турция — это не только ценный актив для российского сегмента страхования путешественников, но и вполне самостоятельный и (что важно!) быстрорастущий страховой рынок, к которому стоит приглядеться повнимательнее.
Михаил Гришин (аналитическое агентство Front Analytics)
Несмотря на довольно динамичное развитие страхового рынка Турции, его доля в общих активах финансового сектора страны очень скромная – в 2016 году она составляла всего 4%. Турецкий рынок в целом довольно скромно смотрится и в мировых масштабах — 36-е место по размеру по итогам 2016 года, 60-е — по объему собираемых премий на душу населения (164 долл., что вчетверо меньше среднемирового показателя).
Однако уже в обозримой перспективе Турция может значительно укрепить свои позиции, превратившись в крепкого середнячка. Рынок страхования в этой стране растет впечатляющими темпами — всего за пять последних лет он увеличился более чем вдвое. Так, если в 2012 году совокупный объем собранных страховых премий составлял чуть менее 20 млрд турецких лир, то по итогам прошлого года — уже 46,5 млрд лир.
По скорости развития турецкий рынок страхования прочно обосновался в мировых лидерах — наряду с Китаем, Индией, Испанией, Мексикой, Вьетнамом, Индонезией и Марокко. И потенциал роста велик — доля страхового сектора в ВВП Турции составляет всего 1,55%, тогда как в среднем в мире этот показатель составляет 6,3%.
Конечно, здесь очень важно, с чем сравнивать. Турецкий рынок с его годовым объемом в 13 млрд долл. в сто раз меньше американского - мирового лидера в страховании. Но с нашей, российской «кочки», Турция выглядит вполне достойно, лишь на треть уступая нашей стране по количеству собранных страховых премий.
У российского и турецкого страховых рынков вообще много общего. Оба довольно быстро растут, имеют сопоставимую долю в ВВП (причем турецкие коллеги нас даже немного опережают) и занимают примерно одинаковые позиции по сборам на душу населения (Турция — 60 место, Россия — 63). То есть наши страны роднит низкий уровень развития страхового дела, а также высокие темпы увеличения рынка и большой дальнейший потенциал его роста.
Основным драйвером роста рынка последних лет как в России, так и в Турции является страхование жизни — объемы премий там выросли по итогам 2017 года на 55% и 35% соответственно. Проблемный сектор тоже один на две страны, и это — автострахование, приносящее хронические убытки участникам рынка. И у нас, и у турков продолжается консолидация сектора за счет ухода небольших игроков с рынка. Похожа и валютная ситуация - и рубль, и турецкая лира довольно быстро обесцениваются в последние годы к доллару.
Таким образом, в случае выхода на турецкий рынок наши компании быстро почувствуют себя в привычной обстановке, ведь с точки зрения страхования Турция — та же Россия, только сбоку. Однако стоит иметь в виду, что вход будет жестким — на турецком рынке уже активно хозяйничают крупные международные компании, поглощающие более мелких игроков, а сам рынок сильно консолидирован (топ-10 игроков держат в своих руках 82% страхования жизни, в остальных видах этот показатель составляет 75%). И хотя рентабельность страхования в Турции, как и у нас, нередко оказывается отрицательной, многие спешат занять долю этого многообещающего и густонаселённого рынка.
Об авторе:
Гришин Михаил Александрович Родился в г.Щелково Московской области14.02.1984 Женат , трое детей. Состоит в партии ЛДПР. Является основателем рекламно-производственной компании «Ф-Медиа», которая входит в тройку лидеров по производству пластиковых карт в РФ. С 2012 года - основатель и Генеральный директор ООО « Межрегиональный правовой центр».