Магас — первый в современной России город, который строили с нуля. Мэр Магаса Беслан Цечоев, судя по публикациям в интернете, не доверяет жителям и своим подчинённым, вручную борется с вандализмом и хочет сделать столицу Ингушетии самым умным и технологичным городом России. При этом он не занимается такими потребностями города, как озеленение или укладка тротуара. В Магасе нет ни одного театра и музея, но есть инновационные остановки общественного транспорта и скамейки с подогревом.
Необычная городская политика не единственная аномалия. Согласно исследованию КБ Стрелка, Магас — самый независимый город России, он зарабатывает 91 % своего бюджета и почти не зависит от федеральных поступлений. При этом крайне мало тратит на социальные расходы и образование. Корреспондент "Strelka Magazine" Александра Сивцова съездила в этот необычный город и поделилась своими впечатлениями.
Во времена Советского Союза Ингушетии не нужна была отдельная столица: все административные здания находились в Грозном. Но в конце 1992 года Чечено-Ингушская АССР распалась, и новой республике понадобился город, который взял бы на себя административные функции. Ни один из трёх городов Ингушетии не мог вместить всю администрацию. Поэтому в 1994 году Борис Ельцин подписал указ, в котором было принято решение построить столицу республики с нуля. В 1998 году город получил название Магас, по-ингушски — «Город Солнца». В этом же году был построен первый объект — Президентский дворец.
Столица постепенно начала разрастаться: за первое десятилетие построили жилые дома, школу, детский сад, магазины, хотя в первое время жители ездили за всем необходимым в соседние города. И если ещё в 2009-м, по официальным данным, здесь жило меньше 500 человек, то сейчас проживает около 8 тысяч. Но, как считает мэр Беслан Цечоев, в Магасе живут 20 тысяч человек, и в три раза больше ежедневно приезжают на работу.
Сейчас средняя цена в Магасе за квартиру — 20 тысяч рублей за квадратный метр. Однокомнатная квартира в 50 квадратов с индивидуальным ремонтом обойдётся примерно в один миллион. Часть квартир заселена квартиросъёмщиками, аренда обходится в 10–12 тысяч в месяц. «Но у нас особо не принято сдавать в аренду квартиры. Мой брат, например, купил квартиру в 120 квадратных метров, и она стояла пустой семь лет. Он не сдавал её, так как не хотел после квартиросъёмщиков делать ремонт», — говорит один из местных жителей, блогер Мусса.
Когда Беслан Цечоев стал мэром Магаса, то решил сделать столицу самым умным и инновационным городом России. За два года мэр уже стал известен по таким нововведениям, как зелёная велодорожка в центре города, раздельные урны для мусора, технологичные остановки и лавки с подогревом.
В 2017 году Магас занял первое место в рейтинге международной активности среди малых городов, а также стал членом всемирной ассоциации WeGO, которая объединяет городские администрации, заинтересованные во внедрении «электронного правительства».
Беслан Цечоев знает, что многие жители скептически относятся к его идеям, но не собирается менять стратегию развития города: «Я хочу воспитать новое поколение с другим менталитетом. Чтобы через 20 лет ингуши жили в суперцивилизованной республике и имели другие привычки. Отсюда и идёт раздельный сбор мусора, остановки и другие инновации».
Колледжей, театров и больниц в Магасе нет. Все эти объекты есть в плане застройки, но, по словам Цечоева, их будут строить по федеральной целевой программе. Если человеку становится плохо, то скорую вызывают из соседнего населённого пункта. Зато в Магасе есть стоматологическая и эндокринологическая клиника, кардиологический диспансер, мини-поликлиника и частная больница. Первый кинотеатр открылся в конце 2017 года на базе Центра культурного развития. Крупный торговый центр «Столица» стоит на окраине города. И прямо сейчас строится несколько современных ТРК.
Также в городе есть четыре детских сада и четыре школы. Последняя, на 1500 человек, открылась в 2017 году.
Остановки Магаса — местная достопримечательность, которую министерство туризма включило в туристический маршрут Ингушетии. Каждая обошлась примерно в 1 300 000 рублей. На остановках есть Wi-Fi, лавки с подогревом, электронная библиотека, автоматы с кофе, экран, по которому можно отправить сообщение мэру города, а также телевизор, который показывает виды Магаса под ремикс Mattafix — Big City Life.
Расписания автобусов нет. Поэтому вечером местные жители ждут автобусов и одновременно ловят машину автостопом. Редкие автобусы и газели — единственный общественный транспорт в Магасе, запущенный в 2015 году. А у светофора недавно установили зонт ожидания, где люди могут спрятаться от дождя, ожидая зелёный свет.
Обычно на остановке сидит женщина, чья работа — собирать с пассажиров плату за проезд. Кассы нет, всё вручную. За каждую газель, в которой она соберёт оплату, ей платят 15 рублей. Даже на такси есть шанс доехать бесплатно. У меня два водителя не хотели брать деньги за проезд: «Не надо платить, если денег мало. Всякое бывает у людей. У нас тут так принято».
Кроме инновационных остановок, мэр внедряет новую мусороперерабатывающую систему и постепенно избавляется от старых мусорных баков. Каждый двор планируется обустроить подземными мусорными баками, которые не пропускают неприятный запах. Также в самых современных дворах мэр установил книгообменники. Беслан Цечоев хочет, чтобы они были у каждого дома, как и электронные библиотеки, урны для раздельного сбора мусора и скворечники.
Мэр приучает жителей к раздельному сбору мусора. Установлено 4 урны, принятые в мировой практике: стекло, пластик, железо, бумага. Специально для магасовцев придумали пятую — для мучного. «Потому что у нас к нему относятся очень трепетно и хранят его отдельно», — поделился мэр.
Что ждёт туриста
Чтобы привлечь туристов и сделать Магас самым умным городом России, Беслан Цечоев решил построить здесь суперсовременный трамвай, запуск которого планируется в конце 2018 года: «Я хочу, чтобы люди сюда приезжали и удивлялись нашим инновациям, чтобы говорили: „Я нигде такого не видел!“ И если раньше в Магасе не думали о туристах, то сейчас уже пора. Два года назад я приказал разработать туристическую концепцию Магаса. Сейчас она дорабатывается».
Магас развивают как один из городов в концепции горного туризма Ингушетии. В прошлом году сюда приехали около 15 тысяч гостей. А за 2017 год произошёл прирост в 30 тысяч туристов. «Но это не отслеживалось, и все цифры с погрешностями», — рассказал мэр. Сейчас гости столицы могут остановиться в двух гостиницах Магаса, где средняя цена за одноместный номер 3–5 тысяч, или в хостеле в соседнем городе Назрань за 400 рублей в сутки. Всего в столице около 80 номеров для приезжих, и этого не хватает. Сейчас строят ещё две гостиницы: одна будет сверхсовременная, а другая — стилизована под старину.
Ингушетия не дотационная республика: бюджет города формируется за счет собственных доходов и составляет, по оценкам мэра, около 150 миллионов рублей. «Но это не живые деньги, на которые можно сделать что-то в городе. Это налоги, плата за электричество, зарплата работников мэрии и подведомственных организаций, оплата газет, ЖКХ, стадиона и других организаций. Сумма независимо от нас уходит по статьям», — рассказал Беслан Цечоев.
«Но моё правило не ссылаться на отсутствие средств. Есть они или нет — мы обязаны развиваться. И привлечение инвестиций — наше приоритетное направление. Весь город строится за счёт них. Мы составляем инвестиционный пакет и не стесняемся обивать пороги. Я цепляюсь за предполагаемого инвестора, обычно это местный житель, и потом пишу ему день и ночь, так как от этого зависит будущее столицы Ингушетии. И максимально, насколько это возможно в рамках закона, предлагаю ему преференции. Мы выходим на предполагаемого инвестора и не отстаём от него, пока он не начнёт здесь строиться», — рассказал мэр о поиске средств для инновационных городских проектов.
До личной встречи с мэром я слышала от местных жителей, как он много работает. Например, Рашид, бывший пресс-секретарь Цечоева, вспоминал, как ему приходилось из-за этого засиживаться на работе до 12 ночи.
Весь Магас — это центр, и тут нет понятия окраины. Поэтому, выйдя из отеля и перейдя дорогу по пустой улице, я сразу оказалась рядом с мэрией. Свет не горел, и охранник спал. Через 15 минут мэр приехал на бронированной машине вместе с двумя помощниками. Оказывается, он перепутал время встречи и ждал меня в половину шестого. Не дождавшись, Беслан Цечоев поехал смотреть за порядком в городе: «В это время я стараюсь меньше заходить в кабинет, так как здесь нечего делать. Обычно выезжаю в 3–4 часа ночи на машине, чтобы посмотреть, как работает город».
Ночью мэр работает над документацией и из-за этого часто остаётся ночевать в кабинете. Спит он по 2–3 часа в сутки и считает, что столько и должно хватать здоровому человеку.
Рашид, бывший пресс-секретарь мэра, рассказал, что до того, как начать работать с Бесланом Цечоевым, он восхищался им. Но через год это прошло: «Я предлагал много идей, но все они отвергались. Беслан не доверяет сотрудникам и лично хочет контролировать, где что происходит. Будь то лавка, будь то установка урны. Ему бы полностью убрать всех своих работников. У него плохие замы, у которых интерес на тендерах деньги делать. А у него же интерес — только работать. Это похоже на то, когда ты пытаешься построить город в одиночку».
Я задала Беслану Цечоеву вопрос о том, почему он лично контролирует все процессы в городе, от установки и работы мусорных баков до строительства велодорожки. Но мэр с такой трактовкой своих действий не согласился: «Всё происходит под контролем профессионалов. Если я, мои подчинённые или жители города чего-то хотят, то мы выстраиваем концепцию проекта. Но она всегда базируется на мнении специалистов. Например, я говорю, что хочу куполообразное здание, и обязательно спрашиваю у архитектора, подойдёт оно сюда или нет».
Мэр действительно спрашивает мнение жителей. Ему можно отправить сообщение через экран на остановке, и максимум через полчаса вам позвонят с ответом. Также Беслан Цечоев регулярно останавливает людей на улице и спрашивает их мнение по разным вопросам. Он готов принять у себя любого, а также почти каждый день с 12 ночи ведёт в Instagram прямые трансляции, где рассказывает о нововведениях и просит магасовцев предлагать свои идеи: «Я умоляю людей прийти и сказать, где в городе проблемы».
Меня он тоже попросил рассказать о том, что можно исправить в городе. Как раз до этого я переходила дорогу, где установили зонт ожидания: там люди могут спрятаться от дождя, ожидая зелёный свет. Но зонт перегораживал светофор, о чём я и сказала. Сначала Беслан Цечоев долго говорил о том, что такого не может быть, но потом пояснил свою позицию: «Светофор просто ещё не переустановлен. Мы сначала зонты установим полностью, а потом светофоры переставим, которые сейчас на больших столбах».
В Магасе располагаются все республиканские министерства, поэтому большая часть жителей — сотрудники администрации. Другие рабочие места обеспечивает бизнес. «Если вы спросите, уровень зарплаты работника администрации или частного предпринимателя, услышите примерно одинаковую сумму. Речь о 15–20 тысяч рублей в месяц», — рассказывает мэр.
Но частного бизнеса в Магасе немного, и он почти не приносит прибыли. Об уровне безработицы мэр говорить отказался, утверждая, что таких данных нет ни у одного ведомства: «Никто, кроме меня, лучше не скажет, как обстоят дела. Но данных никаких нет. Есть только проблема — нежелание некоторых людей работать. Но пусть хоть кто-то скажет, что нет работы. Мне в Instagram пишут об этом. Тогда я зову человека: "Приди ко мне, я тебе докажу, что, если ты хоть под какую-то работу подходишь, я найду тебе место". Бывало, что люди приходили. Мэрия Магаса — лучшая биржа труда».
В Ингушетии всего пять городов. Последний — Сунжа — получил этот статус в 2016 году. «Поэтому в Магасе живут люди сельского уклада, которым сложна городская жизнь. Мы только учимся этому. А из-за того, что почти все ингуши ездят на машинах, пешеходов почти нет, люди просто так не гуляют», — рассказал мне Рашид, пока мы шли с ним в пять вечера по пустынному главному проспекту. Молодому человеку сейчас 23 года. В 2010-м он переехал вместе с родителями в Магас и поступил в Ингушский государственный университет — единственный университет Ингушетии. Потом работал пресс-секретарём мэра, а сейчас корреспондентом газеты «Ингушетия».
«Здесь нет развлечений, нет жизни. Я так устаю от этого, что иногда уезжаю в другой город на неделю, чтобы погрузиться в суету и ощутить движение, — продолжил Рашид. — Чувствуешь себя одиноким. Городской атмосферы нет. Хотя летом жизнь есть: люди со всей республики приезжают, чтобы погулять по главной улице и посидеть в кафе».
Почти все ингуши занимаются спортом: дзюдо, альпинизм, греко-римская борьба, баскетбол и другие виды. В Ингушетии много олимпийских чемпионов — это местные звёзды, на которых все равняются. В 2016 году мэр Магаса подарил олимпийскому чемпиону дзюдоисту Хасану Халмурзаеву квартиру в центре столицы.
Несмотря на то, что мусульманам запрещено пить, алкоголь можно найти. Когда я только приехала в Магас, водитель спросил, не хотим ли мы с фотографом выпить. «Есть магазины, где можно купить алкоголь. У них нет вывесок, они находятся в тёмных переулках и частных домах, в которые прохожий не попадёт просто так», — рассказал таксист. За всё время пребывания в Магасе я была несколько раз в гостях, и один раз меня угостили шампанским, но попросили не рассказывать это ингушским друзьям и знакомым, так как те не поймут.
В самой столице есть только одно место — «1000 и 1 ночь», которое работает ночью. Оно разделено на небольшие комнаты, обитые бархатом и закрывающиеся занавеской. Здесь можно курить кальян и сигареты, а также выпивать.
Летом мужчины Магаса, в том числе и мэр, катаются на велосипедах по велодорожке. Но зимой жители используют её только как тротуар.
Около девяти вечера город становится пустым. Почти все жители проводят время дома. Но в один день около 11 часов вечера я встретила на остановке четырёх парней. Мне стало интересно, как они проводят свободное время. Все дружно сказали, что постоянно занимаются спортом: «У нас все в спорте, это главное наше занятие. А ближе к ночи некуда пойти и посидеть с друзьями. Поэтому мы встречаемся здесь. Мэр сделал такие хорошие остановки. Тут тепло, лавки с подогревом, музыка играет и Wi-Fi есть. Даже кафе не нужны».