Posted 18 апреля 2018, 10:53
Published 18 апреля 2018, 10:53
Modified 7 марта, 16:45
Updated 7 марта, 16:45
Сегодня на страны Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в число которых входят Россий, Китай и Индия, приходится больше половины мировых золотовалютных резервов и значительная часть финансовых потоков и они начали совместно вырабатывать альтернативную мультивалютную модель. Но на практике это не так просто, как в теории.
"На данный момент отказ от доллара в рамках ШОС представляется долгосрочной и сложнореализуемой задачей, - говорит эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Вячеслав Холодков в интервью изданию "Экономика сегодня". - Во-первых, состав ШОС очень разношерстный, причем туда входят страны с совершенно разным отношением к доллару. Та же Индия позиционирует себя как крупнейшая в мире демократия, но индийские власти не показывают особого рвения в вопросе отказа от американской валюты. Во-вторых, у ряда стран ШОС сохраняются серьезные политические противоречия, поэтому им будет трудно согласовать позиции по многим вопросам.
И в-третьих, ШОС изначально создавалась как организация, главной целью которой было не экономическое сотрудничество, а обеспечения стабильности Центральной Азии. РФ и Китай были заинтересованы в ее стабилизации, чтобы террористическая угроза не распространились на весь регион. Именно поэтому до настоящего времени экономическое сотрудничество в рамках ШОС шло достаточно вяло, в отличие от сотрудничества в области безопасности.
Нам стоит поддержать китайскую инициативу перевода расчетов по фьючерсным контрактам на сырье, прежде всего по нефтяным фьючерсам, на юани. Все-таки юань признан резервной валютой и пользуется растущей популярностью в мире, поэтому такой подход может стать гораздо более эффективным способом постепенного ухода от доллара.
Второй момент связан с постепенной продажей долговых обязательств правительства США, так называемых трежерис. Например, Китай сегодня является их основным держателем, располагая трежерис на сумму 1 трлн 200 млрд долларов, наш ЦБ хранит их на 100 млрд долларов. В этой связи резкий отказ от доллара приведет к падению курса и большим убыткам всех ЦБ и частных структур, которые держат резервы в долларах. Но в случае выполнения данных условий ущерб мог был стать минимальным, а мы обезопасили бы себя от американских санкций".