Законопроект разработан юристами Сколково, ВШЭ, российских юркомпаний «Клифф» и «Иванян и партнеры», а также АНО «Центр международных и сравнительно-правовых исследований» (ЦМСПИ), говорится в публикации газеты «Коммерсант». По косвенным данным, ряд разработчиков документа трудится в Минэкономики.
О создании специальных административных районов (САР) на островах Русский во Владивостоке и Октябрьский в центре Калининграда говорится в документах, датированных началом 2018 года.
Из текста можно предположить, что проект двух САР исходно планировался как «морской офшор» для создания льгот под участников российского судового реестра (в том числе для снятия ограничений на наем иностранцев и т. д.). Позже описания САР дополнены кратким упоминанием возможности регистрации в них воздушного транспорта и «сколковскими» по схеме льготами по развитию территорий. Например, на острове Русский и на болотистых пустырях центра Калининграда предлагается осуществлять медицинскую и образовательную деятельность без лицензий.
После этого в проект САР был интегрирован и проект МПК - выделение части юрисдикции в отдельные зоны для регистрации офшорных компаний. Их деятельность в РФ должна облагаться налогами, но доходы от деятельности за пределами РФ — нет, вместо этого резидентам САР предлагается платить классический годовой регистрационный сбор в 150 тыс. руб.
Этот режим крайне либерален, поскольку предусматривает самостоятельное ведение реестра участников компаний, сертификаты долей в МПК на предъявителя и прочие свойства классических офшорных территорий.
В действующем виде режим МПК вряд ли может быть полезен уже подсанкционным структурам или для репатриации капиталов, его основное назначение — непрозрачность собственности в SPV-компаниях при рисках утечки информации из «старых» офшоров. Впрочем, САР для МПК, строго говоря, не нужен вообще, риск же проекта очевиден — в случае полной непрозрачности и отказа РФ от информационного обмена по банковским операциям МПК оба САР с большой вероятностью будут объявлены черными офшорами в понимании FATF, ОЭСР и ЕС. Возможность помещения в САР структур подсанкционных лиц лишь увеличит этот риск — маловероятно, чтобы США и ЕС не воспользовались шансом разом репрессировать всех обитателей САР, что лишит использование МПК любого смысла, кроме участия в экономическом развитии островов Русский и Октябрьский под контролем российской власти.