Спецкор «Новых известий» прошлась по автомобильным шоурумам - на окраине Москвы и в самом её центре. Салоны с авто класса люкс и обычными «народными» транспортными средствами. Но картина совершенно одинаковая. Залы почти пустые. Побродив по ним, можно встретить в лучшем случае несколько посетителей. Такой расклад заставляет задуматься.
Три года назад аналогичная ситуация с падением рубля вызвала совершенно иную реакцию в массовом сознании. Автосалоны были забиты. Люди буквально за считанные дни вывезли всё, что стояло на колесах – из салонов, из складов и стоянок.
- С 2015 годом вообще никак не сравнить, - рассказывает Дмитрий Пирогов, старший менеджер отдела продаж Volkswagen. - Ломились, сметали всё тогда с невероятной скоростью. Съезжались даже и из соседних, дружественных нам республик, заводились и ехали в Белоруссию и Казахстан. Сейчас ничего такого не наблюдаем даже близко.
Тимур Нугманов – старший менеджер отдела продаж Skoda тоже запомнил те свои трудовые дни своей надолго.
- У нас тогда опустошили все склады, был сумасшедший конвейер, мы просто не успевали подвозить. Машины, детали, отрывали с руками.
Сегодня менеджеры откровенно скучают за своими столами в огромных и пустых опенспейсах. На редкого и драгоценного покупателя реагируют бурно. Встречают целой компанией, стараются угодить. Стройные ряды тест-драйвовых образцов стоят на приколе.
Даже на задворках салонов – в шиномонтажке, мойках – тоже штиль. Странным образом разрядились и вечные очереди на ТО. Утрирую, но, если так пойдет и дальше, обстановка очень скоро будет похожа на британские и американские полигоны для заброшенных новеньких автомобилей.
С чем это связано? Причины аномальных явлений мы попытались выяснить из уст самих клиентов.
Андрей Карпов за столиком в автосалоне Renault в одиночестве ждет результаты второго техобслуживания. Листает книгу. Вопросы о несбывшемся ажиотаже вызывают у него сдержанный смех.
Я как раз может и соберусь покупать скоро новое авто к зиме. Планировал. Но сейчас для меня рост цен – совсем не аргумент. Во-первых, еще не понятно, вообще намечается он или нет, я скорее не верю в значительное подорожание. И потом – для меня колебание валюты при покупке в любом случае будет не ощутимо, потому как буду приобретать по программе trade-in (прим.ред. – система обмена для владельцев у дилера б/у автомобиля на новый с доплатой). У того же Renault кстати больше 60 процентов деталей выпускают уже сейчас в России. Неоткуда, просто неоткуда взяться этому скачку.
Мне кажется, что кризис 2015-го – это был первый в стране кризис, когда люди были при деньгах. Сейчас не так...
Менять цены ни на сами модели, ни на детали пока и правда никто не спешит. Менеджеры компаний-дилеров подтверждают: новые прайс-листы от производителей не спускались.
Те незначительные подвижки в сторону повышения у некоторых дилеров, если и были, то проанонсированы они раньше и к падению рубля отношения не имеют.
- Среди покупателей – полное спокойствие, признаков начинающейся лихорадки нет, уверяем вас, - шутят продавцы.
- Время на определение с выбором, наоборот, увеличилось. Присматриваются, выбирают долго, как обычно. Спешки с предоплатой тоже не отмечаем, - рассказывает консультант по продажам в салоне BMW.
Все мои попытки выявить ну хоть что-то подозрительное увенчались успехом в автосалоне Nissan, где сообщили, что участники авторынка наблюдают заметный всплеск обратной связи клиентов с автосалонами.
- Трафик растет, мы по всем данным это видим - и по количеству звонков в автосалон, и по количеству запросов через интернет, - говорит директор дивизиона «Юго-Восток» ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев.
- С чем это связано? – интересуюсь я в предвкушении.
- Проецировать его именно на перекосы с валютой мы бы не стали. Обычно в апреле многие обновляют свой автопарк. - объясняют в шоу-руме Nissan.
Нет-нет и у менеджеров, с особой тщательностью подбирающих слова для комментариев, вырываются фразы со словосочетанием «к сожалению», когда они говорят об оставшемся на прежней отметке покупательском спросе. Но и среди них, похоже, никаких иллюзий на этот счет не осталось.
- Сравнивать с бумом 2014-2015 годов я бы даже не стал, - объясняет старший менеджер отдела продаж Hyundai Рустам Салахов. – Тогда был разгон во всех направлениях, и он случился моментально, а сейчас не то что волнений нет, даже спрос не увеличивается. Ситуации в корне различаются.
Вспоминают дилеры и такой существенный фактор как увеличение срока эксплуатации новоприобретенных автомобилей.
- С «гарантийных» 3-х до 5-6 лет. Многие покупатели, которые раньше меняли авто раз в три года, теперь готовы пересаживаться в новенький авто вдвое реже. В основном мы сейчас о массовых, народных автомобилях говорим. Последняя крупная волна продаж именно на 2015 год пришлась, с тех пор возвращения многих клиентов мы и не ожидаем, - делятся своими мыслями старшие менеджеры в Volkswagen.
В салоне скучает еще один редкий посетитель Руслан Авраченков.
- По какому случаю вы здесь сегодня, - спрашиваю. - Покупать автомобиль собираетесь?
- Нет.
- Техосмотр?
- Нет. Осмотр, так скажем.
- Плановый?
- Внеплановый. Фару меняю, фару! (смеется)
У Руслана два автомобиля: личный (бизнес-класса) и недорогой для служебных и бытовых нужд - иномарка отечественной сборки. И несмотря на то, что трехгодичный, так называемый «гарантийный» срок вышел у обоих транспортных средств, заменять их новыми он не собирается. Даже если автомобили сильно подорожают.
- А смысл? Моя основная машина бизнес-класса в цене сейчас даже подросла, и в накладе я никак не останусь. Может быть,случилось это как-раз из-за того повышенного спроса, который искусственно создали в конце 2014 – в начале 2015-го.
- Считаете, что та паника была необоснованной?
Проблема была в том, что у людей были деньги тогда. Напокупали, две, три машины. Теперь стоят они у них – в гаражи не помещаются. Сейчас пытаются продать за бесценок. Всё авито (прим-ред. популярная интернет-платформа для объявлений) увешано сейчас теми «покупками» конца 2014. Даже среди моих приятелей знаю таких.
Комментарий Азата Тимерханова ( аналитическое агентство «АВТОСТАТ»):
Мы прогнозируем, что нынешнее падение рубля тоже может спровоцировать рост цен на автомобили и соответственно приток клиентов в автосалоны. Люди будут стараться успеть приобрести машины по старым ценам. Но такой «жор», как в конце 2014-го, вряд ли, будет. Тогда люди в панике искали, куда вложить обесценивающиеся деньги. Нынешний же возможный скачок может произойти только за счет покупателей, которые планировали приобрести авто этим летом или осенью. Они пойдут и купят сейчас, опасаясь некоторого подорожания. Но не надо забывать, что в последующие месяцы после всплеска всегда следует так называемая «яма», как это и было после бума в 2014-ом. В 2015 году, после того как люди напокупали машин, рынок провалился, и дилеры долгое время не досчитывались покупателей. На этот год прогнозный рост по продажам новых легковых автомобилей оценивается нами в 10% и мы пока не видим предпосылок, чтобы начинать как-то корректировать эти данные. Мы можем прогнозировать всплеск, но думаем, что он будет кратковременным и такого толчка как в 2014-ом не произойдет. Но окончательные прогнозы давать пока очень сложно. Нужно проанализировать, как отреагируют производители, особенно по линейке импортных моделей, которые в первую очередь привязаны к курсовой разнице. А пока они еще не отреагировали в полной мере, и делать выводы рано.