Очередное обострение ситуации в Сирии началось со штурма правительственными войсками Восточной Гуты. Это фактически восточный пригород Дамаска, удерживаемый боевиками уже несколько лет. Оттуда они иногда обстреливали даже правительственный квартал в столице страны. Месяц назад сирийское руководство решило, наконец, покончить со столь неприятным соседством.
"На протяжении нескольких месяцев в Восточной Гуте не было иных группировок, кроме антиасадовских, - говорит востоковед Александр Шумилин в интервью "Новой Газете". - Тем не менее, они соперничали друг с другом, вступали в стычки. Есть информация, что обстрел Дамаска стал следствием именно этого раздрая.
Тогда было принято решение о полной зачистке Восточной Гуты. Зачищалась она двумя способами: атаками правительственных войск на земле и бомбардировками российской, а также сирийской авиации. Задача тех, кто работал сверху, была - запугать, чтобы заставить местное население выступить против боевиков, обвинив их в своих страданиях и вынудить покинуть эти места.
Ради этого позднее были проложены гуманитарные коридоры. Поскольку боевики из различных группировок мешали выходу мирного населения, пытаясь использовать его в качестве живого щита, нужно было создать ситуацию, позволяющую людей все-таки спасти. Для этого были проведены переговоры, и часть боевиков тоже начали выходить из различных городов анклава.
Город Дума находился под контролем наиболее жесткой группировки. Ее руководство выдвинуло ряд условий, не согласившись с планом эвакуации мирных граждан, предложенным Центром примирения. Важнейшим элементом встречного плана боевиков было сохранение части их группировки в этом городе в виде полицейских сил... С этим планом не согласились в Центре примирения, и асадовцы начали применять более жесткие методы. И вот так дошло до химатаки.
Ответом станет совместная операция США, Франции и Великобритании, которые нанесут ракетные удары по определенным объектам военной инфраструктуры сирийской армии. Особенно тем, что связаны с хранением боеприпасов или находящимся под подозрением на предмет того, что там производится химоружие.
Есть предположение, что может быть задет и аэродром Хмеймим, где базируются в том числе и российские самолеты, поскольку есть информация, что якобы с этого аэродрома взлетали асадовские самолеты, снабженные химоружием. Не исключено, что к ударам присоединится и Германия...
Поскольку со стороны руководителя российского Генштаба генерала Валерия Герасимова прозвучали угрозы ответить на удары США, но не было угроз в адрес Франции или Англии, то, скорее всего, первые удары могут быть нанесены именно французами и англичанами, а американцы окажут им всю необходимую поддержку.
Напомним, что российская сторона отказалась от ударов возмездия в ответ на бомбардировку израильскими самолетами иранского аэродрома на территории Сирии, в районе Хама. Не исключено, что "мягкий подход" будет продемонстрирован российской стороной и к французам с англичанами, хотя командовать будут и американские генералы (это однозначно).
Скорее всего, российская сторона попытается договориться с натовской тройкой. Схема устрашения (обещания ответа), отраженная в заявлениях Герасимова и представителя РФ Василия Небензи в Совбезе ООН, судя по всему, вряд ли сработает. Будут включены дополнительные каналы связи, чтобы бомбардировки стали символическим актом, не нанося серьезного ущерба военному потенциалу Сирии и избегая гибели российских военнослужащих (это условие всегда соблюдалось американской стороной)...
Очевидно, что при разумном подходе гипотетический ответ с российской стороны может быть только символическим. Сбить ракету или самолет российская сторона если сможет, то это будет в рамках правил. Но если будут попытки ударить по пунктам запуска ракет (то есть по кораблям и подлодкам), то этот вариант ответа совершенно неприемлем, поскольку на него, в свою очередь, последует очередной ответ, и все это приведет к опасной и в конечном итоге катастрофической эскалации конфликта. Вряд ли кто-то в этом заинтересован".