Специалисты в сфере международной военной безопасности считают, что любые, а особенно военные, доктрины всегда являются отражением взглядов и принципов мышления правящих элит на текущие перемены в мире. И доктрина, подписанная Дональдом Трампом, исключением из общего правила тоже не стала.
"В ее основе лежат три фундаментальных процесса, один из которых является непубличным, но именно он фактически послужил инициатором пересмотра всей концепции глобальной национальной безопасности США, - пишет Александр Запольскис на сайте iarex.ru.
Дело в том, что вследствие законов физики ядерные боезаряды имеют свойство вырождаться, тем самым требуя замены содержимого боеголовок по истечении их гарантийного срока. До конца 1980-х годов процесс не представлял особой проблемы. Но позднее, по ряду финансовых и политических соображений, Соединенные Штаты лишились необходимой промышленной базы. Как такое произошло - история отдельная, интересная, но очень длинная.
Потому сейчас лишь констатируем итоговые факты. Вашингтон на данный момент не располагает мощностями по обогащению и уже не в состоянии утилизировать оружейный плутоний. Тем самым, по мере вырождения боезарядов, промышленность США лишь переплавляет их, условно говоря, из двух старых получая один новый, но уже пониженной мощности. Именно это обусловило перенос акцентов в ядерном вопросе со стратегического на тактический класс оружия.
Понижение мощности взрыва предполагается компенсировать ростом точности попадания в цель, а также снижением процента потерь "на маршруте" от ПВО/ПРО противника. Тем самым ключевым видом становится не баллистическая, а крылатая ракета, прежде всего, морского базирования, как ведущей и традиционной части американской ядерной триады. Потому в документе так старательно подчеркивается соблюдение Америкой условий договора РСМД.
Третьим процессом, вытекающим из двух перечисленных, является неизбежный пересмотр принципов применения "менее мощного" оружия, и это несет наибольшую угрозу. Доктрина США прямо допускает превентивное использование ЯО даже против неядерных государств и даже в ответ на неочевидные, в том числе не военные угрозы (например, кибератаки), перечень и характер которых сформулирован откровенно расплывчато.
Допустимость этой стратегии базируется на итогах проведенного в США компьютерного моделирования подобных конфликтов. МИД России совершенно справедливо назвал подобное крайне безответственной политикой: "Для нас очевидно противоположное – существенно пониженные "пороговые условия" могут привести к возникновению ракетно-ядерной войны даже в ходе конфликтов малой интенсивности".
Новая ядерная доктрина Трампа подвергается критике и в самих США. "Новая ядерная доктрина США может нести реальные риски для международного сообщества и вылиться в очередную гонку вооружений", заявил экс-помощник госсекретаря по международной безопасности и нераспространению, а сейчас — председатель совета директоров Ассоциации контроля над вооружениями Томас Кантримен, выступая в Вашингтоне на открытии саммита по ядерному сдерживанию", - сообщает РИА Новости. По мнению Кантримена, оправданий разработке нового оружия, а именно боеприпаса "малой мощности" для крылатой ракеты морского базирования и "облегченной" боеголовки для баллистической ракеты подводных лодок "Трайдент-II", нет.
Свою озабоченность опубликованной стратегией обозначили и в министерстве обороны Китая, выступив против раздувания угрозы китайского ядерного потенциала. Мнение о том, что новая ядерная доктрина спровоцирует гонку вооружений, высказал и глава МИД Германии Зигмар Габриэль. Он сказал: "Решение администрации США по новому тактическому ядерному оружию показывает, что спираль новой гонки атомных вооружений уже запущена. Как и во времена холодной войны, для нас в Европе это представляет особую угрозу".
"Также в документе указывается, что Россия нарушила все: Будапештский меморандум 1994 года, Договор об открытом небе 2002 года, Договор о сокращении ракет средней и малой дальности 1987 года, - комментирует социолог Валерий Савельев. - США тем временем последовательно занимались сокращением ядерных вооружений.
Россия и Китай наращивали, США сокращали.
Правда, президент России Владимир Путин на последнем Валдайском клубе говорил, что это США все нарушили: после 2014 года США перестали выполнять ранее заключенные соглашения и вышли из ряда договоров, заморозили сооружение завода по переработке оружейного плутония, передвинули сроки ликвидации своего химического оружия с 2017 на 2023 год.
Но в новой ядерной доктрине написано: "США и Россия в недавнем прошлом имели постоянный диалог по поводу ядерных рисков. Но после оккупации Крыма конструктивное сотрудничество резко упало". И Россия планируют "ограниченное применение ядерного оружия первой". Однако США готовы защитить мир...
А еще в докладе говорится, что "США надеются на создание условий для мирного и конструктивного сотрудничества с Россией". И Путин тоже говорил, что на это надеется. Но диалога нет. Зато есть новая ядерная доктрина Трампа. В ней говорится о намерении США модернизировать и усиливать свою ядерную триаду. Сделать упор на развитие тактических и сверхмалых ядерных зарядов. Подтверждается право США использовать превентивный ядерный удар в случае возникновения "угрозы".