Posted 6 апреля 2018, 15:43
Published 6 апреля 2018, 15:43
Modified 7 марта, 16:54
Updated 7 марта, 16:54
Роскомнадзор обратился в суд в связи с заявлением ФСБ о том, что Telegram отказался предоставить федеральной службе ключи для расшифровки сообщений пользователей.Позиция мессенджера по данному вопросу остается неизменной – Telegram считает требования ФСБ передать доступ к частной переписке пользователей «неконституционными, не основаны на законе, технически и юридически неисполнимыми».Основатель Telegram Павел Дуров объяснял, что требования силовиков нельзя выполнить технически, поскольку ключи шифрования секретных чатов генерируются на устройствах самих пользователей и постоянно обновляются. Переписка в чатах хранится на серверах компании, но давать доступ ко всему содержимому даже одного чата невозможно: ключи обновляются и переписка хранится на разных серверах в разных юрисдикциях. То есть ситуация патовая.О том, заблокируют ли в итоге Telegram, чем так сильно мешает мессенджер властям, и что об этом думает сообщество мы пообщались с авторами одного из самых известных и больших анонимных политических Telegram "Бойлерная" - https://t.me/boilerroomchannel.
Для начала хотелось бы спросить – кто ведет канала? Это один человек или группа авторов? Зачем вам нужна анонимность?
Мы не даем никакой информации о составе нашей редакции. Достаточно часто мы публикуем довольно чувствительную информацию, которая может задевать интересы влиятельных людей, поэтому мы придерживаемся полной анонимности и стараемся максимально тщательно соблюдать цифровую гигиену.
Что вы имеете в виду?
Мы живем в мире, где хакеры могут взломать даже сервера спец.служб, поэтому мы стараемся использовать все наиболее продвинутые способы защиты, углубляться в эту тему я не хочу.
Почему, с вашей точки зрения, Роскомнадзор хочет заблокировать Telegram и что это означает для вас?
Причина очевидна – в каналах стало появляться много чувствительной информации, это задевает интересы истеблишмента, власть не хочет, чтобы люди имели очень простой и удобный способ получать такую информацию. Бороться с этим и эффективно у нас не умеют, поэтому действуют топорно – идут по иранскому сценарию, который показал свою несостоятельность. Для российского Telegram-коммьюнити это мало что меняет. В случае блокировки, скорее всего, из эко-системы на какое-то время уйдут небольшие рекламодатели и публичные бренды, но в принципе Telegram – это и сейчас не про это.
А про что тогда?
Telegram – это история про думающую аудиторию, которая достаточно спокойно реагирует на классические рекламные форматы, и ищет в каналах информацию, которая никогда не появится в классических СМИ по целому ряду причин, о которых вы прекрасно знаете. При этом эта аудитория очень легко сможет обойти блокировку Роскомнадзора, и в ведомстве это прекрасно понимают. Но ничего лучшего они придумать не могут, поэтому предпочитают выглядеть, скажем так, не самыми адекватными людьми.
То есть блокировки не будет?
Судить об этом достаточно сложно, да и бесперспективно. Такая вероятность, безусловно есть – у нас любят делать что-то для галочки. Рост аудитории мессенджера в этом случае, безусловно, замедлится, но важно понимать, что запретный плод сладок – и в случае блокировки Telegram получит особый статус у наиболее восприимчивой к информации аудитории, что даст мощный импульс к развитию. Именно поэтому мы не наблюдаем никакой паники в сообществе – коллеги продолжают спокойно работать, рассказывают своей аудитории о наиболее простых и удобных способах обхода запрета. Во многом это напоминает тот процесс, который мы видели при блокировке популярных торрент-трекеров, которые продолжают успешно работать, а трафик даже на первом этапе блокировки проседал не более чем на 30%.
А откуда вы получаете информацию?
У нас много источников сразу во многих ведомствах, но углубляться в эту тему не хотелось бы. Значительно интереснее другое – нам постоянно сами пишут люди, работающие в самых разных сферах, и делятся потрясающе интересной информацией. При этом мы всегда даем обратную связь, что-то публикуем, если информация оказывается релевантной, и это дает огромные импульс развитию данного процесса. То есть, к примеру, мы очень быстро узнаем о проблемах того или иного застройщика, поскольку люди спешат поделиться своей озабоченностью и хотят найти ответ, мы быстро получаем фото с мест проведения оперативных мероприятиях, поскольку, как ни парадоксально, люди спешат все зафиксировать. И, думаю, как раз это очень сильно раздражает наших чиновников. У нас любят, чтобы все было тихо, а повестка была контролируемой. Конечно, у этого процесса есть и обратная сторона – очень много информационных вбросов, и мы проводим большую работу по верификации информации. К примеру, очень показательной была ситуация с трагедией в Кемерово. Нас буквально завалили фейком, и мы очень хорошо увидели, что над информационной повесткой активно пытаются работать не только власти, но и какие-то силы, желающие дестабилизировать обстановку в стране.
И как вы на это реагировали?
Очень просто – игнорировали фейк. Жаль, что так поступали далеко не все наши коллеги. Из-за этого в Telegram-каналах много мусора, что подрывает доверие у части аудитории. Но, к сожалению, так устроен информационный рынок – все очень спешат, и хотят быть первыми в погоней за интересами аудитории.