Posted 6 апреля 2018, 06:34
Published 6 апреля 2018, 06:34
Modified 7 марта, 16:55
Updated 7 марта, 16:55
Еще в конце 2017 года на официальном портале госзакупок появилось извещение о проведении открытого конкурса на "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на комплексное благоустройство и озеленение территории и созданию трехмерной модели с сохранением и приспособлением для современного использования объекта культурного наследия (произведения садово-паркового искусства) регионального значения "Петровский парк" города Москвы".
"Заказчиком работ выступило ГУП "Мосремонт" – коммерческая организация, подведомственная Департаменту капремонта города Москвы и входящая в комплекс жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (ЖКХиБ), - сообщает сайт общественного движения"Архнадзор".
Основанием для закупки послужило Постановление Правительства Москвы от 07.10.2011 № 476-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие городской среды". Этот изначально ведомственный правовой акт Департамента культуры города Москвы под контролем руководителя комплекса социального развития перешел с 28 марта 2017 года под контроль ЖКХиБ, что нарушило сложившийся порядок сохранения городских парков, имеющих статус объектов культурного наследия.
Специфика работы ЖКХиБ привела к тому, что во главу угла было поставлено не сохранение, а благоустройство парков. Не являясь ни собственником, ни пользователем Петровского парка, ГУП "Мосремонт" в качестве заказчика работ составил техническое задание на его комплексное благоустройство. При этом, по причине отсутствия правовых оснований, ГУП "Мосремонт" не получил в Мосгорнаследии первичный, основополагающий документ для работы с объектами культурного наследия – задание на проведение работ по сохранению ОКН. Но дело не только в юридических нестыковках. Вызывает сомнение и то, насколько предприятие ЖКХиБ в принципе способно работать с объектами культурного наследия. Подход коммунальщиков был убедительно продемонстрирован этой зимой. Липовая аллея, единственная пешеходная аллея парка, была приспособлена для "современного использования", а именно: превращена в полигон для грязного снега, свезенного с улиц района новым владельцем парка – ГБУ "Жилищник района Аэропорт".
Непонимание специфики работы с объектами культурного наследия привело к многочисленным нарушениям уже на стадии проведения закупки. Был грубо нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – 44-ФЗ), особо регламентирующий требования к контрактам на работы на объектах культурного наследия и порядок проведения закупочных процедур. Для обеспечения возможности привлечения к работам с памятниками только опытных поставщиков предусмотрено право проведения конкурса с ограниченным участием. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг…" установлено такое требование, как наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия в течение последних 3 лет. Участники закупки должны в обязательном порядке предоставить копии ранее исполненных контрактов (договоров) и актов выполненных работ.
Однако конкурсная документация на проектирование благоустройства Петровского парка была составлена таким образом, чтобы, с одной стороны, дать возможность участвовать в закупке поставщикам без опыта работы с объектами культурного наследия, а с другой – ограничить участие крупными суммами обеспечения заявки (1 707 856 руб.) и исполнения контракта (10 235 136 руб.). Иными словами, без опыта, но с деньгами.
Более того, проведенный ГУП "Мосремонт" открытый конкурс в принципе не соответствует закону 44-ФЗ, поскольку осуществление закупок на выполнение работ на объектах культурного наследия путем проведения открытого конкурса не предусмотрено законом о контрактной системе. Данная позиция подтверждена совместным письмом Минэкономразвития и ФАС России.
В довершение всего, в нарушение Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", ГУП "Мосремонт" и победитель конкурса – ООО "МЕГАПАРК" – в январе и марте 2018 года провели не предусмотренные законом общественные обсуждения благоустройства Петровского парка для учета мнения жителей района. Тем самым было ясно показано, что один из старейших парков Москвы ждет не бережное сохранение, а банальное благоустройство по принципу "чего изволите".
Заметим, что подобный подход к благоустройству уже вызвал протесты в разных районах Москвы. Парки усадеб Михалково, Леоново, Воронцово, Покровское-Стрешнево, парк у Ростокинского акведука, парк "Дубки" – примеры можно множить. Благоустройство ради освоения бюджета становится системной проблемой и грозит превратить замечательные своим разнообразием московские парки в типовые "благоустроенные" площадки для гуляний.
Общественное движение "Архнадзор" обращает внимание уполномоченных органов государственной власти на допущенные нарушения и требует отменить результаты открытого конкурса по объекту культурного наследия регионального значения "Петровский парк". Проверку на предмет законности должны пройти и другие открытые конкурсы на благоустройство памятников садово-паркового искусства. Кроме того, для предупреждения аналогичных правонарушений, считаем целесообразным возвращение вопросов использования обладающих охранным статусом парков в ведение Департамента культуры.
Настоящее заявление будет направлено в Прокуратуру города Москвы и Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве".
"Сейчас аналогичная проблема с памятником Садово-паркового искусства Сквер у китайского посольства", - комментирует Елизавета.
"Нужно подключать юристов и законодательные органы. Закон есть, а ответственность за его нарушение не определена", - отмечает Михаил.