Российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» попал в топ-5 худших авианосцев, когда-либо спущенных на воду во всем мире, по версии колумниста журнала The National Interest. В черный список также попали британский Eagle, американский Ranger, японский Kaga, французский Bearn.
Отечественный тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» имеет такие недостатки, как плохое качество строительства, слишком короткая взлетная полоса и высокие затраты на ремонт, — к такому выводу пришел автор блога на сайте The National Interest Роберт Фарли.
«Если сравнивать наш корабль с американскими атомными авианосцами типа «Нимиц», то, разумеется, «Адмирал Кузнецов» уступает им и по количеству летательных аппаратов, и по решаемым задачам, и по многим другим показателям», — пояснил экс-начальник Главного штаба Военно-морского флота адмирал Виктор Кравченко.
Однако если сравнивать отечественный авианосец с кораблями аналогичного класса в других странах, в частности, Великобритании, Франции, Индии и Китае, то «Адмирал Кузнецов» не такой уже и плохой корабль, подчеркнул собеседник издания «Газета.Ru»
Приведенные в издании The National Interest недостатки адмирал считает дилетантскими и несерьезными. «Что значит слишком короткая полетная палуба? — удивляется экс-начальник Главного штаба ВМФ. — Самолеты не могут взлетать и садиться? Или как?»
По словам адмирала, качество строительства эксперты американского журнала объективно оценить никак не могли, и уж тем более затраты на ремонт корабля.
"ТАВКР «Адмирал Кузнецов» изначально задумывался как корабль ПВО. И самолеты, размещенные на его борту, лишь совсем недавно были дооборудованы для ударов по береговым объектам. Поэтому сравнивать наш корабль с полноценными авианосцами все же не совсем корректно", — пояснил адмирал Виктор Кравченко.
Строительство первого отечественного авианосца шло не просто.
Из-за интриг и желания сэкономить, вместо атомного ударного авианосца проекта 1160 был заложен тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143М «Новороссийск». А в итоге получилось и не дешевле, и боевые возможности оказались куда как меньше обещанных.
Из-за срыва сроков поставки крупного энергетического оборудования в 1983-1984 годах в уже практически готовом корпусе корабля приходилось вскрывать, а затем снова заваривать десятки огромных разъемов, прорезать которые приходилось через 7-10 палуб.
Заказчик в это время подготовил еще одну неожиданность: предлагалось заменить предусмотренный первоначальным проектом ТАВКР комплекс радиопротиводействия «Кантата» на совершенно другой — «Созвездие», еще находившийся в разработке. Конструкторам пришлось переделывать и перепланировать сотни помещений, искать место для большого количества новых антенн и электронных блоков.
Рожденный в таких условиях первый советский авианосец, именовавшийся во всех документах ТАВКР, по сравнению с предыдущими кораблями такого типа имел на борту не 36, а 50 летательных аппаратов, включая впервые в советской истории базирование на палубе сверхзвуковых истребителей обычной схемы. Для этого почти в 2,5 раза была увеличена площадь полетной палубы, применен взлетный трамплин, аэрофинишеры, стартовые задержники, газоотбойные щиты и глиссадная светотехника. Запас авиационного топлива был увеличен на 1000 т, и авиабоезапас — почти вдвое.
Это был лучший корабль для своего времени.