Posted 30 марта 2018, 07:22
Published 30 марта 2018, 07:22
Modified 7 марта, 16:59
Updated 7 марта, 16:59
Крымская война (1853-1856) стала переломным моментом в истории России. Поражение в ней и смерть Николая I повлекли за собой отмену крепостного права, тем самым дав стране шанс на цивилизованное развитие. Об этом событии рассуждает историк и публицист
Борис Керженцев
"Есть нечто в истории России, что повторяется на протяжении минимум трех веков с удивительным постоянством. Правительство вводит цензуру и ополчается против всего, что кажется ему неудобным или нежелательным. Сочиняется своя, непогрешимая и священная версия прошлого, настоящего и будущего. Во главу угла, как правило, ставится государственное величие и «патриотизм», под которым понимается готовность народа лечь костьми ради этого самого «государственного величия», олицетворенного в образе правительства. При этом совершенно игнорируются объективные потребности граждан: стремление к свободе, справедливости, благосостоянию. Рано или поздно впадая в маразм, власть сама начинает верить в свою нехитрую придумку и строит внешнюю и внутреннюю политику, исходя из абсолютно фантастической реальности. От этого бывает много проблем. И для власти, и для страны. Так и случилось чуть более полутора столетий назад, когда правительство Николая Первого сочинило бюрократический слоган «православие, самодержавие, народность», а потом поссорилось с Европой и вступило в Крымскую войну.
Причины войны очевидны и, в то же время, с трудом объяснимы с точки зрения здравого смысла. Конечно, турки в некотором смысле угнетали славянское население Балкан, а коварные англичане, в лице лорда Пальмерстона, вынашивали планы по ослаблению влияния России на международной арене. Но, с другой стороны, в глазах европейцев того времени, по авторитетному утверждению почвенника Н. Данилевского, Российская империя представляла собой образ политического «аримана» -«какую-то мрачную силу, враждебную прогрессу и свободе»…
На чьей же стороне была правда?
Так или иначе, но, провозглашая благородную цель защиты свободы православных «братушек» от иноверного и чужеземного ига, правительство Николая как бы забыло, что в его собственной стране, в России, более 20 миллионов человек находятся в настоящем рабстве. Крепостное право в середине 19 века в Российской империи было так же сильно, как столетие назад, при «матушке Екатерине», еще одной благодетельнице нации. И при Николае православных русских крестьян в России продавали оптом и в розницу, детей отдельно от родителей, а жен от мужей, кому угодно и куда угодно, в том числе и мусульманам – туркам, татарам, башкирам… И продавал не кто-нибудь, а настоящие православные русские помещики при полном удовольствии центральной власти.
Впрочем, с православием в николаевской России дела обстояли еще хуже. В то время, как «православный» император устремился на помощь угнетенным единоверцам с Балкан, у него под рукой миллионы русских православных людей были лишены элементарного права на свободу вероисповедания. Дело в том, что, со времен трагического Раскола, по разным оценкам историков от 15 до 20 миллионов староверов в России оставались верными Древлеправославным канонам. Это составляло приблизительно от трети до половины великорусского населения империи!.. Имперское правительство сажало в тюрьму, разрушало семьи, лишало имущества тех своих подданных, кто смел креститься и исповедовать веру не по капризу патриарха Никона, а по заветам древних русских святых, от князя Владимира до Сергия Радонежского.
От крепостного рабства и духовного насилия множество русских людей бежало прочь – в Польшу, в Турцию. Там, под властью иноплеменных и иноверных правителей, русские крепостные и староверы чувствовали себя - свободно! Знаменитый русский патриот и славянофил И.С. Аксаков, как раз в пору Крымской войны, состоял офицером в ополчении, созданном Николаем для отпора «нечестивым» туркам. В этом качестве он имел случай познакомиться с «эмигрантами» из народа, бежавшими от казенной неволи на сопредельные с николаевской империей территории. Переоценив многие из прежних своих верноподданнических убеждений, он писал: «Россия является для них (старообрядцев и бывших крепостных) страшилищем, страною холода, неволи, солдатства, полицейщины, казенщины, и крепостное право, расстилающееся над Россиею свинцовою тучей, пугает их невыразимо».
Итак, удивительным образом, и в представлении английского истеблишмента середины 19 века, и русского мужика, и русского барина-славянофила - российская империя Николая, ратующая за свободу балканских славян, предстает «страшилищем», «ариманом», прямо говоря - неким «монстром из глубин». Любому патриоту, мало знакомому с подробностями отечественной истории, такой взгляд покажется, конечно, абсурдным. Казался он таким и И.С. Аксакову, пока он не узнал о своей стране чуть больше, чем было написано в официальных газетах и школьных учебниках…
Крымская война была проиграна Николаем. Героическая оборона Севастополя закончилась поражением. Военная кампания, задуманная прославить мудрость и силу имперского правительства, привела к полному краху всей прежней политики, всей Системы. Выяснилось, что солдаты, набранные из рабов, плохо сражаются, а ружья и пушки, произведенные на оставшиеся копейки из разворованных бюджетных средств – не стреляют… Что, однако, не исключает мужества и героизма, проявленного отдельными солдатами и офицерами русской армии.
Николай умер до формального окончания военных действий. Причины смерти называют разные. Но главная, без сомнения – это осознание, что его время, его мрачная эпоха псевдоправославной тирании, провозглашавшей благие международные принципы и, одновременно, приносившей горе и разорение собственному народу – давно прошли.
Преемник и наследник Николая, Александр Второй, подписал вынужденный мир с недавними противниками, поступившись многими прежними преимуществами империи, в том числе во внешнем влиянии. Срочно и стыдливо отменили крепостное право, одновременно, правда, ограбив мужика и заставив его платить за свою землю в 200-400 раз дороже объективной цены.
Свобода веры была введена в Российской империи указом Николая Второго только 17 октября 1905 года! До этого дня староверческих епископов, например, легко «забривали» в солдаты или заключали в тюрьму. Для сравнения – в Османской империи христианские жители, которых рвался «освободить» еще Николай Палкин - имели свободу вероисповедания всегда, а с 1839 года там было объявлено равенство всех граждан, вне зависимости от религии. Да, и крепостного права в Османской империи, в отличие от российской, вообще никогда не существовало…"