Posted 30 марта 2018, 09:02
Published 30 марта 2018, 09:02
Modified 7 марта, 16:59
Updated 7 марта, 16:59
Так, по данным канала «Преемник» Сергей Чемезов уходит с «Ростеха», на его место прочат Антона Вайно. Денис Мантуров из министерского кресла пересядет в кресло вице-премьера, такое же кресло получит мэр Москвы Сергей Собянин, а на его место назначат Сергея Кириенко.
Однако не много ли вице-премьеров?, задаются вопросом подписчики. Кого-то придется сместить, и самым очевидным претендентом «на вылет» называют Дмитрия Рогозина. Похоже, что в политичеких кругах назрело понимание, что с ним великой России не построить.
Напомним, Дмитрий Олегович является заместителем председателя правительства Российской Федерации с декабря 2011 года, курирует весь российский ВПК, заодно и космо- и авиастроение, борьбу с коррупцией и даже освоение Арктики – всего интересы вице-премьера дотянулись до 21 сферы деятельности! Он – председатель коллегии военно-промышленной комиссии Российской Федерации, наблюдательного совета Государственной корпорации «Роскосмос», наблюдательного совета фонда перспективных исследований, морской коллегии при правительстве РФ, государственной комиссии по вопросам развития Арктики, государственной пограничной комиссии, комиссии по экспортному контролю РФ, попечительского совета Российского военно-исторического общества.
Однако за семь лет крупных прорывов как в космосе, так и в антикоррупционной деятельности не замечено, увы.Первое и самое очевидное, для чего Рогозина поставили куратором – это ВПК. В 2011 году гособоронзаказ был провален, и на смену неповоротливому Сердюкову был назначен Дмитрий Рогозин – деятельный и выказывающий националистические взгляды, так скажем, «на грани» допустимого, но сникавший за это расположение широкой ощественности.Однако к 2015 году история с ГОЗ повторилась один-в-один: в конце 2015 года министр обороны Сергей Шойгу заявил, что «по различным причинам» Вооруженные силы недополучили новых вооружений и техники всего 57 единиц, включая два самолета, три космических аппарата и два надводных корабля. На протяжении 10 лет на ремонте стоит дизель-электрическая подводная лодка «Комсомольск-на-Амуре», не сдан в срок корвет «Совершенный» проекта 20380. В ОСК разводят руками, а источники в Военно-промышленной комиссии утверждают, что Государственная программа вооружений до 2020 года (ГПВ-2020), которая предусматривает введение в боевой состав Военно-морского флота России пятнадцати атомных подводных лодок, не будет выполнена в срок – «Ясеней» и «Бореев» российская армия не дождется к 2020 году.А вице-премьер, курирующий ГОЗ, устроил разбор полетов на заседании коллегии Военно-промышленной комиссии (которое впервые прошло на территории Минобороны), а потом доложил Путину, что гособоронзаказ выполнен на 96%.
На том же совещании глава Генпрокуратуры Юрий Чайка доложил, что проведены проверки 15 крупнейших компаний, занимающихся гособоронзаказом, выявлено 18 тыс. нарушений закона и возбуждено 244 дела.В 2016 году Рогозин заявил, то ГОЗ выполнен на 98%. Только вот из «прорывов» в отечественном ВПК можно вспомнить лишь «Армату», да и к той у экспертов есть претензии. Что уж говорить, если жемчужина ВПК, пропутинский «Уралвагонзавод» из Нижнего Тагила погряз в долгах?
Как решает долговые проблемы господин Рогозин, тоже известно. В 2014-15 гг. в затруднительном финансовом положении оказался Космический центр Хруничева (АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева»). Поэтому под давлением сверху был вынужден был переуступить права на пользование большей частью своих производственных площадей (это около 100 гектар из 144 гектар) в обмен на кредит в сумме 37 миллиардов рублей, выданный ВЭБом. 100 гектаров около Филевского парка, принадлежащих правительству Москвы, в результате акционирования Космического центра были переданы банку. Учитывая стоимость земли в Москве, можно долго спорить, была ли сделка выгодной или нет. Зато, по некоторым данным, землю получил девелопер Год Нисанов за квартиру для семьи Рогозиных стоимостью 500 млн рублей.
Постигнет ли УВЗ участь Центра Хруничева? Весьма вероятно, если Дмитрий Рогозин останется куратором ВПК.
Одной из нашумевших историй про Рогозина, явно сыгравших не в пользу его имиджа, стала история «Новой Газеты» про племянника вице-премьера. Еще 2012 году Рогозин обещал, что российская армия будет оснащена тепловизорами отечественного производства – в тот момент импортозависимость России от стран, в которых производился ключевой элемент тепловизоров – специальные матрицы, была 100-процентной. В 2013 году для производства матриц создана компания «Фотоэлектронные приборы», 50% которой принадлежало российскому НИИ «Циклон» (входит в корпорацию «Ростех»), а еще 50% – кипрскому офшору Rayfast Investments. Сам офшор принадлежал еще одному офшору, на этот раз с BVI – Bluebell Investments Trading. Последний продал Rayfast Investments фирме из Панамы, Baron Commercial, за 10 тысяч долларов, а затем через 4 дня панамский офшор продал половину этой Rayfast Investments некоему офшору Rubyshine Ventures уже за 187 млн рублей.
Почему долями в стратегически важном для страны предприятии торгуют какие-то офшоры – отдельный вопрос. Но в итоге Baron Commercial, по данным «Новой", принадлежащая некоему Константину Николаеву, получила миллионы и контроль над «Фотоэлектронными приборами». При чем тут Рогозин? А при том, что человек, которого он в своем Твиттере называл «племянником», Роман Рогозин, входил в состав совета директором «Фотоэлектронных приборов», а в саму компанию госструктуры (в частности, государственный Фонд развития промышленности) вложили 1 млрд рублей.
Дмитрий Рогозин, впрочем, все записи о «племяннике» из Твиттера удалил, а его пресс-служба заявила, что племянника у Рогозина вообще нет.Зато есть сын, Алексей Рогозин, который занимал должность гендиректора в Авиационном комплексе им. Илюшина, дышащем на ладан, но все-таки выпускающем грузовые ИЛы. И курирующем КБ им. Антонова, Ан-148 которого разбился в Подмосковье 11 февраля 2018 года и унес жизни 71 человека.Алексей Рогозин также занимал пост замдиректора в компании «Промтехнологии», производящей винтовки для армии ORSIS. «Промтехнологии» в 2012 году приобрели доли в двух патронных заводах — Тульском и Ульяновском, которые поставляли боеприпасы различным силовым и военным ведомствам РФ. По данным «Новой", сумма поставок достигла 2 млрд рублей. А когда Алексей покинул пост заместителя директора (конфликт интересов, когда Дмитрий Рогозин стал куратором ВПК), его место занял все тот же Роман Рогозин, опровергнутый вице-премьером «племянник».
На политическом поприще Дмитрий Олегович заслужил репутацию «говорящей головы». Он очень активен в соцсетях, с удовольствием комментирует для журналистов любые казусы внешней и внутренней политики. Но в кругах Минобороны его иначе, как клоуном не воспринимают – учитывая ряд скандалов, множество руководителей гособоронных предприятий настроены против Рогозина, так как, подставляя их, он по факту каждый раз выходит сухим из воды.
Про политическую карьеру Дмитрий Олегович тоже может забыть – о партии «Родина», образованной для «оттягивания» голосов от КПРФ и некогда получившей невероятно высокий для новичка процент на выборах в Госдуму, сегодня никто не вспоминает. Рогозин забросил этот проект, как отработанный, но родинцы, как говорят, «затаили». То же – с представительством в НАТО и депутатским мандатом – хорошо, что хотя бы из внешней политики балагура Рогозина убрали. Чего стоит его громкое заявление о возвращении в Румынию на боевом Ту-160. Тогда Россия была вынуждена объясняться по официальным каналам. Ой, шутник, так шутник – с проблемами для всего МИДа…
Сегодня в российском ВПК назревает новый скандал – об этом и пишут наблюдатели в Телеграм. Активный и деятельный Дмитрий Рогозин предложил объединить в государственный военно-космический мега-холдинг «Роскосмос», «Алмаз-Антей», «РТИ Системы» и корпорацию «Тактическое ракетное вооружение». Он поначалу хотел объединить космо- и авиастроение, но не вышло – знающие люди объяснили, что специфика не позволит.Новая структура призвана консолидировать все усилия в области мирного космоса и воздушно-космической обороны страны, она будет отвечать за производство широкого спектра продукции — от зенитных снарядов и гиперзвуковых боевых блоков до межпланетных автоматических зондов. Идея якобы нашла поддержку в высших эшелонах власти и уже подготовлен пакет документов для объединения.
Однако, по данным Телеграм, объединяемые предприятия категорически против такого «ракетного монстра» – эффективно в такой сложной и запутанной структуре можно только «распиливать бюджеты», а не внедрять инновации. Глава «Роскосмоса» Игорь Комаров в середине марта 2018 года тактично прокомментировал объединение: «Если будет принято такое решение, тогда и обсудим».
Тем более странно, что предложение поступило от самого Дмитрия Рогозина, в обязанности которого входит в том числе и контроль антикоррупционной деятельности. Впрочем, если окинуть только самые громкие случаи провалов отечественных предприятий из сфер, что курирует Рогозин, становится ясно, что со своими обязанностями Дмитрий Олегович справляется не лучшим образом. Может, в свете ключевого месседжа в послании Владимира Путина Федеральному Собранию РФ, для российского авиа- и космостроения, как и для российского ВПК, есть надежда – надежда на нового куратора, а с ним – и на сокращение военных расходов вкупе с повышением отдачи от них, на мирный космос и хорошее гражданское авиастроение для всех жителей России.