Почти вдвое больше детей, чем три дня назад в Кемерове погибли во время пожара в советские времена в чувашской деревне Эльбарусово. Они собрались в деревянном здании школы на концерт, посвященный очередной годовщине революции 1917 года. Вот как описывает историю этой школы и саму трагедию историк Дмитрий Панкратов в блоге «История Отечества и личные тексты»:
«Пожар в школе деревни Эльбарусово Мариинско-Посадского района Чувашской Республики произошёл 5 ноября 1961 года. В результате погибли 110 человек: 106 детей в возрасте от трех до 15 лет и четыре учителя...
По архивным документам школа была открыта 15 ноября 1893 года в д. Эльбарусово в доме крестьянина Ивана Романовича Чалкова. Первоначально она называлась «школой грамоты» и находилась во введении Тогаевской церкви. Первым учителем школы по праву считается псаломщик Иван Алексеевич Алексеев. Учила детей и его супруга, Александра Николаевна, русская по национальности. В школе насчитывалось 40 детей и обучали их в течение 4 лет чтению, письму, счету. Много внимания уделялось учению молитв, чтению религиозных книг. С учащимися работали также приезжие учителя.
С 1914 года началось строительство деревянного здания школы в центре деревни. Это здание для школы предоставили братья Афанасий и Сергей Ефремович Ефремовы, которые являлись предпринимателями и держали лесопильный завод. Возводили здание всем миром. Но отрыли его для обучения лишь в 1924 году. В двух классных помещениях обучались первый и третий классы и второй четвертый классы.
В 1928 году школа была полностью построена, она стала восьмилетней. Заведующим был Павлов Илья Павлович. В Эльбарусовской школе стали обучаться дети из всей Покровской волости. С 1930 года школа стала называться школой колхозной молодежи. Вместе с учителями учащиеся выращивали для себя и на продажу много овощей и фруктов, в столовой с 1931 года стали питаться бесплатно.
В 1932-1933 учебном году школе присвоили звание образцовой, а позже она стала средней.
С началом Великой Отечественной войны почти все учителя–мужчины ушли на фронт. Вместе с 34 учителями воевали и 96 выпускников школы, из них 30 погибли.
В тот день 5 ноября 1961 года в школе проходил праздничный концерт. Отдельного актового зала в школе не было. Для организации зала для массовых мероприятий открывалась стена между двумя классами. Для освобождения пространства парты отодвигались к окнам и ставились друг на друга. Партами также была загорожена передняя дверь. В результате свободными для аварийного выхода оказались только одно окно и одна дверь.
Помещение было рассчитано на 115 детей. По указанию директора школы проводился торжественный сбор 230 учащихся 1-6 классов, куда без сопровождения родителей допущены также дети дошкольного возраста. Во дворе школы была оборудована будка для бензинового двигателя.
В здании, где проводилось мероприятие, по указанию директора учитель Иритков ремонтировал в кабинете физики бензиновый двигатель, который был принесен из будки. В результате неосторожного обращения с бензином произошла вспышка. Горящая легковоспламеняющаяся жидкость разлилась по полу и вытекла в коридор...»
Учитель спасся, выпрыгнув в окно, - вспоминали очевидцы трагедии.
«Сразу стало горячо, темно. Поднялся пронзительный страшный крик, все разом рванулись к окну. Я стояла в хоре как раз рядом с окном. Хору аккомпанировал наш деревенский парень, он сразу разбил окно баяном. Меня сзади толпа прижала к подоконнику; в какую-то секунду меня отпустили, и я вывалилась наружу. Почти сразу за мной вышел огонь из окон, начало все гореть с треском, воем, пламя охватило всю школу...» - вспоминает Татьяна Михайлова, которая училась тогда в 6 классе школы. А ее одноклассник Аркадий Гаврилов помнит, что «от пола к самому потолку поднялся черный дым, и жаркое пламя охватило зал. Я и мой братишка получили сильные ожоги, но спаслись, а вот сестренка Раиса погибла, как и половина ребят из моего класса...»
Пожарные приехали уже на пепелище. Сгоревших детей вытаскивали и складывали на спортплощадке у школы.
Власти решили похоронить детей в братской могиле прямо на следующий день, - они очень торопились, поскольку был канун «большого праздника» 7 ноября.
«Детские гробы положили в два ряда. При свете автомобильных фар огромную могилу заваливали бульдозером. Каждый раз, когда он отходил назад, рыдающие матери подбегали и вбивали в землю колышки, чтобы запомнить родную могилку...» - написала историк Полина Иванова.
Сообщений о гибели детей в этой трагедии в СССР не появилось, о ней стало известно только в начале 1990-х. А в 1991 году по погибшим провели первую публичную панихиду...