Posted 29 марта 2018, 10:59
Published 29 марта 2018, 10:59
Modified 7 марта, 17:00
Updated 7 марта, 17:00
"Говорить о том, что российские ценные бумаги лишают Лондонской биржи, пока нельзя – англичане лишь допускают рассмотрение такого шага. И решиться на него будет довольно сложно – на Западе найдётся достаточно много лоббистов, которые не заинтересованы в потере российских финансовых инструментов. Прежде всего, это как раз лоббисты в Великобритании – обслуживание госдолга РФ приносит значительные деньги компаниям этой страны.
Скорее всего, представители лобби разовьют бурную деятельность, которая будет направлена на воспрепятствование инвестиционной изоляции России. Мое мнение – на этот раз, наиболее вероятно, ситуация ограничится лишь обсуждением, вряд ли Лондон даже технически, не то что политически, сможет принять подобное решение в ближайшее время.
Теоретически у России есть альтернативная площадка для торговли своими евробондами, однако она малопопулярна. Есть разновидность евробондов РФ, которые торгуются именно в российской юрисдикции. Но практика показывает, что большим интересом у иностранных инвесторов эта площадка не пользуется. То есть технически альтернатива есть, но на практике она неконкурентна в сравнении с Euroclear и Clearstream.
Вероятнее всего, российский регулятор в лице Центробанка уже сейчас начнёт предпринимать меры по повышению интереса инвесторов к нашей платформе для торгов. Но опыт показывает, что это процесс не быстрый. Здесь можно вспомнить опыт Китая, который уже довольно долгое время пытается организовать собственную биржу, которая станет полноценным конкурентом известнейшим площадкам. Пока Пекину это не удается. Ведь технически организовать торги очень просто – достаточно поставить сервер и его настроить. Проблема в том, что для конкурентоспособности площадке нужны инвесторы, там должна быть ликвидность, и тут начинаются проблемы.
Объективно оценить возможные потери России при ограничениях на Лондонской бирже невозможно – заранее не предскажешь, какая доля инвесторов согласится перейти в российский депозитарий. Их может быть очень много, или вообще не придет никто. Это тот случай, когда аналитический расчет последствий определенного события не сделаешь – ответит на вопрос только эксперимент. При этом интерес Запада к российским облигациям госдолга достаточно высок. Ведь около трети этих бумаг выкупается иностранцами, что составляет приличный объем. И вполне вероятно, что декларируемая британским правительством угроза вовсе окажется несущественной – инвесторы ее просто проигнорируют", - говорит Сергей Хестанов.
Полная версия – здесь.