Об этом инциденте Варламов сообщил в ЖЖ:
Иду сегодня по Москве, никого не трогаю. Тут мне звонят журналисты из РБК и просят дать комментарий по поводу общественных пространств в городе и торговых центров, ничего особенного. Проходит несколько минут, и за моей спиной появляется трое (или четверо, точно не помню) сотрудников в форме (камуфляж, синяя форма под ним) – я так понял, это ФСБ (да, мне позже подтвердили, что это было ФСБ). Попросили убрать и выключить телефон и пройти с ними. Забрали паспорт. По рации кто-то сказал: "Заводите его". Меня повели в какое-то серое здание без вывески (дело было в районе Чистых прудов и Лубянки, там целый квартал ФСБ).
Сотрудники в форме не представлялись, ничего не объясняли. Сказали, что "задержан до выяснения обстоятельств". Какие такие обстоятельства, никто не объяснил. Мне сразу запретили пользоваться телефоном. На любые попытки даже просто проверить время сотрудник в синей форме говорил: "Не усугубляйте своё положение".
Досмотрели. Все попытки вывести процедуру в законное русло упирались в "не усугубляйте своё положение".
В принципе, я был уверен, что это простая простая проверка документов. Но время шло. Через 40 минут сотрудник с улыбкой сообщил, что "я бы на вашем месте начинал волноваться, раз так долго держат". Я достал книгу и начал читать.
— Что читаете? — спросил один из чекистов.
— Эдвард Глейзер, "Триумф города".
Книга была открыта как раз на главе, где рассказывается, что в странах с диктаторскими режимами столичные города обычно на 30% больше столиц стабильных демократических государств. Дальше разбираются примеры коррупции в Конго и Индонезии. Я даже подумал, что зря я дошёл до главы про коррупцию, ведь ФСОшнику не объяснишь, что это книга по урбанистике.
Сменился караул, новый сотрудник спросил, чем я занимаюсь и что читаю. Тема книги заинтересовала его, и мы начали обсуждать проблему свалок в Подмосковье. Оказывается, все удерживающие меня сотрудники из области, и вопрос свалок стоит для них остро. Но общительного сотрудника куда-то срочно вызвали, и я остался с тем, который на любое движение говорил: "Не усугубляйте свое положение". Потерял счёт времени, так как мне не давали ни сесть, ни посмотреть время. "Не усугубляйте свое положение". На стене висел плакат, где строго запрещалось пользоваться беспроводными сетями и личной техникой: "Ведётся радиоконтроль" или что-то такое. Спросил, сколько времени – оказывается, прошло больше часа.
— Берите все вещи и пройдёмте.
Повели на Лубянку. Там уже стояло две машины полиции. Паспорт был у сотрудников.
— Садитесь в машину. Я попросил представиться и назвать причину задержания. Никто ничего не объяснил, но меня уже окружало суммарно около 10 человек в форме полиции и ФСБ. Представляться и называть причины никто не собирался. Я начал возмущаться, но, если честно, ситуация была не в мою пользу. Вообще, совершенно непонятно, что делать в таких случаях. То есть ты совершенно бесправен. Сотрудники полиции нарушают закон, сотрудники ФСБ нарушают закон. Забрали документы. Ограничивают свободу, не дают пользоваться телефоном, ни один человек не представился – посадили в машину и повезли в ОВД. По дороге полицейские спросили меня, что я натворил: "Нас вызвали как на пожар! Что ты наделал?" В ОВД паспорт куда-то унесли, я достал телефон и написал, что меня задержали. Причины, опять же, никто не объяснил.
"В ОВД по Мещанскому району Москвы РБК подтвердили, что Варламов находится у них в отделении. "С ним побеседуют и отпустят, и сможет идти по своим делам", – сказал сотрудник ОВД. По его словам, Варламов "вызвал подозрение своим поведением и совершением правонарушения". Сотрудник ОВД отказался уточнить, какое правонарушение имеется в виду".
Дальше ко мне вышел начальник отделения, попросил объяснений. Отказался, сославшись на 51-ю статью Конституции. Сказал, что без адвоката ничего не буду писать. Прошло ещё минут 10. Начали звонить СМИ, начальнику позвонил начальник, все зашевелились, мне вернули паспорт, извинились и отпустили. Что это было, я не знаю. Какое правонарушение я совершил и почему меня после него отпустили, тоже непонятно. Ситуация, с одной стороны, обычная. Кого из вас удивит задержание на 2 часа? С другой стороны, полное бесправие обычного человека. Сотрудники ФСБ без каких-либо оснований могут тебя задержать. При этом ты не сможешь даже позвонить. Закон о полиции вообще никому не интересен.
— Я бы на вашем месте начинал волноваться, раз так долго держат
— А чего мне волноваться? Я честный человек, — ответил я.
— Это вы так думаете...
Берегите себя.