Posted 29 марта 2018, 06:54
Published 29 марта 2018, 06:54
Modified 7 марта 2024, 17:01
Updated 7 марта 2024, 17:01
Об этом предупреждает в ФБ строительный эксперт Вадим Лукашевич:
«Думаю, в свете случившегося в Кемерове это должны знать все. Сначала - несколько слов о достоверности и источнике моих сведений. В 2007 году я работал заместителем генерального директора старейшего в России проектного института - ЦНИИПСК (Центральный научно-исследовательский институт промышленных стальных конструкций) им. академика Мельникова - знаменитый институт, основанный самим Шуховым в 1880-м году. В советское время - головной институт Госстроя СССР, разработчик всей (!) нормативной строительной документации, включая все СНиПы. Это была единственная организация, которая имела право проектировать металлоконструкции массой свыше 500 тонн. Некоторые из проектов ЦНИИПСК можно увидеть на сайте института, но стоит посмотреть хотя бы это (стартовые комплексы Байконура и Восточного). Все крупные заводы страны (Магнитка, Атоммаш, Северодвинские верфи и т.п. - тоже ЦНИИПСК). Добавлю, что почти все высотные памятники ("Родина-мать" в Волгограде, монумент покорителям космоса на ВДНХ, монумент на Поклонной горе, "Рабочий и колхозница" Мухиной, и многое другое по всей стране) - это именно ЦНИИПСК. Так вот, в 2007-й "Год космоса" ЦНИПСК пришлось заниматься космическими памятниками в Москве, и эти работы в институте курировал я.
1. Ракета-носитель "Восток" на ВДНХ, перед скоро вновь открывающимся павильоном "Космос". Обследованием и последующей (планировавшейся) реставрацией занимались мы, на субподряде должен был быть разработчик подъемника - ЦКБТМ. Начну с того, что штатное положение ракеты (именно так она экспонировалась на авиасалоне в парижском Ле-Бурже) - горизонтальное, а на ВДНХ она уже более 40 лет стоит вертикально. По документации необходимо ракету периодически опускать и проводить регламентные работы - в первое (советское) время это периодически выполнялось, но последние лет 20-25 - уже нет. Конструкция окончательно стала вертикальным статичным монументом, из всех гидромагистралей давно слили рабочую жидкость, и за долгие годы вся система (магистрали, шланги, домкраты, уплотнители и т.п.) пришла в полную негодность. Кроме того, сама ракета - это первые две ступени боевой ракеты, в 1960-е годы взятые из арсенала, и на нее сверху надстроили (не по штатной документации) имитацию третьей ступени. Кто делал, когда, как - никаких концов ни в каких архивах найти не удалось. Обследовали объект как есть. Картина по состоянию на конец 2006 - начало 2007 года крайне удручающая. Нивелировочные исследование показали существенное отклонение объекта (ракеты) от вертикали, видимое даже невооруженным взглядом - любой может в этом убедиться, внимательно присмотревшись. Объект может упасть В ЛЮБОЙ момент от сильного порыва ветра. Это заключение ЦНИИПСК на 2007 год. Теперь - расскажу, как это лечилось на выделенные на празднование "Года космоса" деньги. Мною как замгендиректора по экономике и финансам ЦНИИПСК велись длительные переговоры с заказчиком в лице бывшего главного архитектора ВДНХ, стоимость работ оценивалась нами от 7 (минимум) до 12 (весь объем работ) миллионов рублей, ВДНХ пытался нам подсунуть на субподряд фирмочку, оценивавшую свое участие в 50 млн. рублей. Мы жестко стояли на том, что нашим субподрядчиком будет только разработчик установщика. Мною был подготовлен договор с ВДНХ с учетом пожеланий заказчика об откате, мы заложили в смету "божеский" откат "всего" в размере 15%. ВДНХ на это рассмеялось. Я сделал вторую смету с откатом 25% - им снова было мало. Наш последний вариант сметы с заложенным в нее 40%-м откатом они все-таки взяли, мурыжили несколько месяцев, но так и не подписали. В итоге все свелось к (внимание!) простой покраске ракеты - ее "освежили" новой белой краской... Это история 2007 года - сейчас на календаре 2018-й... Не пускайте никого из своих родных и близких к этой ракете ближе ее высоты, а лучше вообще не приближайтесь к ней ближе 60-80 метров...
2. Памятник Юрию Гагарину на площади Гагарина на московском Ленинском проспекте. Металлический каркас, находящийся внутри, как и другие подобные сооружения (монумент "Родина-мать" в Волгограде, монумент на Поклонной горе, монумент "Покорителям космоса" на ВДНХ, различные телебашнии вышки) проектировал ЦНИИПСК. У этих высотных стелл есть одна конструктивная особенность, ноу-хау института (докторская бывшего начальника отдела Остроумова) - у них наверху, внутри конструкции, установлены динамические гасители колебаний. Без них конструкция, раскачиваясь на ветру, входит в резонансные колебания (их частота для всех случаев выявлялась продувками макетов в аэродинамических трубах ЦАГИ) и разрушается, т.е. падает. Эти динамические гасители колебаний фактически являются внутренними маятниками, "настраиваемыми по месту" на собственные резонансные частоты объекта, и по мере раскачивания объекта маятник начинает колебаться в противофазе, при этом специальные гасители маятника гасят его амплитуду, тем самым уменьшая амплитуду колебаний всего объекта. С маятником объект стоит, без него при определенной частоте сильных порывов ветра - падает. Например, Юрий Лужков, пожелав лично принять монумент на Поклонной горе с неотрегулированным маятником, был в ужасе, увидев, как верхний конец монумента выписывает дуги на ветру в 10-12 метров. По его тревожному звонку директору института маятник пришлось настраивать чуть ли не посреди ночи. Проблема в том, что маятник требует регулярной проверки, как высокоточные часы, со смазкой всех движущихся частей и подстройкой частоты колебаний. Так вот, памятник Гагарину на площади его имени - это тоже металлокаркасная стелла с таким же динамическим маятником наверху, который требует ЕЖЕГОДНОГО обслуживания. Но примерно в 2000-2001 годах владелец памятника - какой-то из департаментов московской мэрии отказался продлевать договор с ЦНИИПСК на авторское сопровождение эксплуатации монумента. И, соответственно, никакие регламентные работы сотрудниками института на нем не проводились (ну а кто-либо другой это нормально сделать просто не в состоянии). Проверка выяснила ужасную картину - маятник не работает, но, плюс к этому, внутри мокро - в "голове, шее и плечах" образовались трещины шириной в палец, через которые внутрь попадают атмосферные осадки. Обследование проводилось в дождь, внутри должно было быть сухо, но наш сотрудник вылез оттуда насквозь промокшим, словно был все это время на улице под дожем. А это значит - неконтролируемая коррозия внутреннего каркаса, в не рассчитанных на то условиях. Имеем по результатам обследования 2007 года: неконтролируемая внутренняя коррозия каркасной основы и неработающий динамический гаситель колебаний. Мэрия отказалась заключать с институтом договор на детальное обследования состояния и регламентные работы по маятнику. Сейчас 2018-й год - не подходите к памятнику на расстояние, меньшее полутора его высот.
ну и 3. Торговый центр "Атриум" у Курского вокзала. У этого сооружения есть одна неприятная особенность - его купольную крышу проектировал Нодар Канчелли - тот самый, что проектировал рухнувшую 14 февраля 2004 года крышу аквапарка "Трансвааль-парк", и рухнувшую 23 февраля 2006 года крышу Басманного (Бауманского) рынка. По свидетельству спецов ЦНИИПСК, в проектировании он использовал собственный принцип создания статически неопределимых конструкций, который в ряде случаев ведет к НЕИЗБЕЖНОМУ обрушению. Более того, спецы ЦНИИПСК были уверены, что крыша аквапарка рано или поздно обязательно упадет из-за неправильно запроектированных опор. Когда арестованный следствием Канчелли сумел "замотать" следователей заумными математическими расчетами и вышел "сухим", наши, не желая выносить сор из избы, промолчали - хотя в свое время они отказались давать экспертное заключение на аквапарк, и прервали все отношения с фирмой Нодара Канчелли. Так вот, по мнению некоторых ветеранов ЦНИИПСК им. Мельникова (например, начальника отдела промышленного и гражданского строительства ЦНИИПСК, Заслуженного строителя России Геннадия Калашникова, восстанавливавшего рухнувшие перекрытия 112-го МИКа на Байконуре), ТЦ "Атриум" на Курской - следующий...
Мое дело предупредить... Теперь моя совесть чиста
PS: справедливости ради оговорюсь, что оперирую имеющейся у меня инфой, которая могла устареть, хотя оснований так думать у меня нет...»