Надежды на улучшение российско-американских отношений, появившиеся после избрания президентом США Дональда Трампа, не оправдались: увы, сбылся прогноз тех аналитиков, которые говорили, что всё будет куда как хуже, чем при миролюбивом Обаме.
"В ближайшем будущем отношения двух стран более дружественными не станут, - пишет отставной американский бригадный генерал Кевин Райан, бывший военный атташе по российской тематике на сайте carnegie.ru. - "Главной проблемой национальной безопасности США теперь является межгосударственная стратегическая конкуренция, а не терроризм, - говорится в новой стратегии. - Ключевой приоритет - это долгосрочная стратегическая конкуренция с Китаем и Россией".
При этом автор отмечает, что Трамп "много раз подчеркивал, что видит области для сотрудничества и верит в возможность договариваться с президентом Путиным. Но Трамп не единственный, кто принимает решения в американской внешней политике". Так что дело не только в Трампе - в США серьёзные внешнеполитические решения принимаются многими людьми. У Конгресса тоже есть право выделять средства на конкретные внешнеполитические инициативы. Такие институты, как Госдепартамент, министерство обороны и сообщество разведчиков влияют и на президента и на Конгресс.
Еще при президенте Обаме в 2016 году контролируемый республиканцами Конгресс засекретил новые Стратегии национальной обороны - теперь их публикуют только в кратких версиях,хотя раньше это было в полном объеме.
"Чтобы в полной мере понять логику американской военной стратегии в 2018 году, нужно прочесть не только краткую версию Стратегии национальной обороны, но и как минимум несекретную версию Стратегии национальной безопасности (опубликованную в декабре 2017 года), краткую версию Национальной военной стратегии (когда она будет опубликована) и Обзор ядерного потенциала (опубликованный 2 февраля 2018 года), - продолжает Кевин Райан. - Несмотря на наличие других стратегических документов, для выявления общей стратегии в сфере обороны важнее всего изучить эти четыре. Даже если в опубликованных документах нет многих деталей, включенных в засекреченные версии, они все же позволяют увидеть основное направление американской военной стратегии...
Что нового для России в ключевых стратегических документах?
• Предыдущие стратегии в сфере обороны рассматривали Китай и Россию как региональные державы и возможные угрозы регионального масштаба, но в стратегии 2018 года они рассматриваются как глобальные державы, имеющие глобальное влияние, и как главные противники Америки.
• "Главной проблемой национальной безопасности США теперь является межгосударственная стратегическая конкуренция, а не терроризм".
• В стратегическом руководстве министерства обороны 2012 года указывалось, что Америка "будет корректировать баланс в пользу Азиатско-Тихоокеанского региона". Но в 2018 году стратегия национальной обороны сосредоточена на уравновешивании сил в четырех регионах: "Индо-Тихоокеанский регион, Европа, Ближний Восток и Западное полушарие".
• Американские вооруженные силы будут увеличены до такой степени, чтобы победить в войне с крупной державой и одновременно сдерживать или вести боевые действия против менее серьезных противников на других театрах военных действий. "Мы проведем целевое и упорядоченное усиление личного состава и расширение платформ, что позволит удовлетворить ключевые потребности в части развития военного потенциала".
• Для достижения своих целей Америка будет опираться на ядерное сдерживание и на систему отношений в сфере безопасности. Модернизация ядерных сил направлена не на наращивание их мощи, а на закрепление возможности использовать нестратегические вооружения малой мощности. "У Соединенных Штатов нет необходимости выравнивать ядерный арсенал с другими державами, но мы должны сохранять ядерный потенциал, который позволил бы сдержать противников, внушить уверенность союзникам и партнерам и реализовать наши задачи в случае, если сдерживание не сработает".
• Задача наращивания противоракетной обороны ради подрыва системы российского ядерного сдерживания не стоит. "Вложения [в систему ПРО] будут сосредоточены на многослойной противоракетной обороне и отражении ракетных угроз на театрах военных действий и со стороны Северной Кореи".
• Конфликты происходят одновременно во многих сферах, и министерство обороны должно объединить усилия с более широким кругом ведомств, включая "Государственный департамент, министерство финансов, министерство юстиции, министерство энергетики, министерство внутренней безопасности, министерство торговли, Агентство по международному развитию, а также разведывательные службы, правоохранительные органы и другие".
Ключевым приоритетом в новых американских документах об оборонной стратегии названа "долгосрочная стратегическая конкуренция с Китаем и Россией", и эта смена приоритетов с американской стороны затронет все аспекты планирования бюджетов для министерства обороны, разработки вооружений и управления вооруженными силами. В плане боевой подготовки внимание тоже давно сместилось в сторону острых конфликтов не с террористами, а с равными или близкими по силам противниками. "Тяжелая бронетехника вернулась на европейские склады, а в Польше теперь постоянно размещена бронетанковая бригадная боевая группа, - продолжает автор. - Американские войска не заходили так далеко на восток со времен интервенции в новорожденное советское государство в 1918 году. Сегодня американская армия вместе с союзниками регулярно отрабатывает сценарии переброски войск из США в Европу, чего не происходило со времен холодной войны. Армия США инвестирует в артиллерию и ПВО ближнего действия; флот и ВВС также модернизируют системы вооружений для острых конфликтов... В военное время полностью мобилизованные объединенные войска будут в состоянии остановить агрессию со стороны крупной державы, сдержать враждебные действия где бы то ни было еще и предотвратить теракты и использование оружия массового уничтожения". Также в зону внимания военных теперь будут входить и непрямые вражеские действия (кибератаки, диверсии и т.д.).
Из 11 ключевых задач министерства обороны США 9 тоже связаны с Россией: это защита собственной территории от нападения, поддержка военного превосходства объединенных сил как на глобальном уровне, так и в ключевых регионах, предотвращение агрессии против важнейших интересов США, взаимодействие с другими ведомствами для продвижения влияния и интересов США, поддержка благоприятного баланса сил в Индо-Тихоокеанском регионе, Европе, на Ближнем Востоке и в Западном полушарии, защита союзников, укрепление потенциала партнеров по противодействию военной силе. Также предписывается предотвращать, сдерживать либо пресекать в зародыше попытки других государств и негосударственных образований завладеть оружием массового уничтожения, распространить или использовать его, препятствовать внешним попыткам организации и поддержки террористических актов на территории США и их союзников.
"После окончания холодной войны армия США в целом сокращалась, - продолжает автор. - В 2000 году санкционированная Конгрессом численность регулярных сухопутных войск снизилась до 480 тысяч (в 1990 году она составляла 732 тысячи). Администрация Буша планировала дальнейшие сокращения, но теракты 11 сентября и затем войны в Афганистане и Ираке привели к временному развороту тенденции, и в 2011 году численность регулярных сухопутных войск достигла пика, составив примерно 566 тысяч солдат. Сейчас численность регулярных сухопутных войск вновь сократилась примерно до 475 тысяч человек, однако бюджет 2018 года санкционирует расширение до 483,5 тысяч...
Ни в Стратегии национальной безопасности, ни в Стратегии национальной обороны нет каких-либо конкретных заявлений относительно Украины или планов США по поддержке Украины, в том числе по поставкам оружия. Но в краткой версии Стратегии национальной обороны в качестве целей обозначены "защита союзников и укрепление потенциала партнеров по противодействию военной силе".
Самое четкое заявление относительно политики США по Украине прозвучало 22 декабря 2017 года. Тогда представитель Госдепартамента Хизер Нойерт объявила, что Соединенные Штаты предоставят Украине "усовершенствованные оборонительные средства, чтобы поддержать общие усилия, направленные на оказание Украине помощи при долгосрочном укреплении обороноспособности страны, защите ее суверенитета и территориальной целостности, а также предотвращении дальнейшей агрессии". Представители Госдепартамента США уже заявляли, что Украине будут предоставлены, например, противотанковые ракетные комплексы Javelin.
В Европе также продолжится развертывание американских комплексов ПВО(в частности Aegis Ashore SM3 в Румынии и Польше). Впервые отмечается, что они могут быть использованы и в случае атаки со стороны России. Что касается Северной Кореи, то США намерены полностью устранить угрозу межконтинентальных ракет с ее стороны.
Также США будут модернизировать свою ядерную триаду, "включая командование ядерными силами, контроль, коммуникации и поддерживающую инфраструктуру. Модернизация ядерных сил включает разработку вариантов противодействия силовым стратегиям конкурирующих стран, которые опираются на угрозу использования ядерного или стратегического неядерного оружия".
"Согласно Обзору ядерного потенциала, ключевая задача ядерной политики США - развеять ошибочное представление России, что если она в ходе того или иного конфликта задействует ядерное оружие первой, то это обеспечит деэскалацию конфликта на выгодных для нее условиях, - отмечает автор. - В новом обзоре говорится: "Универсального подхода к сдерживанию быть не может. Следовательно, Соединенные Штаты будут придерживаться индивидуального и гибкого подхода для эффективного сдерживания широкого круга противников и угроз в разных контекстах. Специализированные стратегии сдерживания дают понять различным потенциальным противникам, что агрессия с их стороны приведет к рискам и издержкам, неприемлемым с точки зрения их собственных расчетов.
В частности, в обзоре отмечается, что "Соединенные Штаты модифицируют небольшое число имеющихся боеголовок БРПЛ (баллистических ракет подводных лодок), чтобы получить ракеты малого класса мощности, а в более долгосрочной перспективе будет разработана современная крылатая ракета морского базирования (КРПЛ) с ядерной боевой частью. В отличие от АДН (авиации двойного назначения, способной переносить как обычные, так и ядерные вооружения), БРПЛ малой мощности и КРПЛ обеспечивают сдерживающий эффект, не требуя поддержки со стороны страны размещения".
В целом финансирование американских ядерных сил будет удвоено (с 3% до 6,4% бюджета министерства обороны). При этом Конгресс дал понять, что не будет поддерживать никакие новые соглашения по стратегическим вооружениям, пока ситуация на Украине (это касается не только Донбасса, но и Крыма) не разрешится.
"Опасные отношения между США и Россией, способные быстро разрастись до конфликта, не в интересах наших государств, - заключает автор. - Как одному человеку, так и отдельному событию будет непросто изменить эти отношения с американской стороны и тем более сразу на обеих сторонах. Однако возможность развернуть ход событий остается всегда. Есть положительный пример того, как Соединенным Штатам и России удалось добиться серьезного сокращения стратегических вооружений на пике холодной войны. Нынешнее поколение стратегов должно найти новые возможности для сегодняшних лидеров двух стран. От этого зависит, на что смогут рассчитывать лидеры завтрашние".