Комментируя кемеровскую трагедию на радио «Эхо Москвы» политолог Екатерина Шульман, в частности, сказала:
«Но если у нас с вами малоэффективное государство и низкое качество самих государственных институтов, то основная борьба за безопасность будет заключаться в запирании дверей. Наш с вами национальный символ — это запертая дверь. То, что сейчас становится понятно из обстоятельств происшедшего в Кемерово, основное количество жертв, самое главное ядро этой трагедии — это тот 41 человек, которые погибли в одном запертом кинозале. Там было три кинозала. Два были открыты — оттуда практически все ушли. Один был заперт. Там были дети, их заперли. Почему? Чтобы ничего не случилось. Запасные входы были заперты. Их требует закрывать, между прочим ФСБ в рамках чего? — антитеррористических мер для безопасности, чтобы неизвестно кто туда не прошел. Их запирают и очень охотно безо всякого ФСБ руководство торговых центров, чтобы что? – чтобы воры не зашли и не ушли, чтобы у них там чего-нибудь не украли.
Напомним чудовищный случай в Парагвае, когда 400 человек угробили для того, чтобы не разграбили супермаркет. Охрана заперла дверь: а то вдруг они растащат чего-нибудь?
Это вот приблизительно та же самая логика извращенно понимаемой безопасности. Различают два типа безопасности. По-английски есть такие термины, по-русски это трудно перевести: «Safety» и «Security». То есть безопасность среды и безопасность контроля. Вот Safety, то есть безопасность людей… Вообще, и то и другое как бы для безопасности людей делается. А почему оставляют одну дверь открытую? И почему допускают скопление людей? Почему, заходя в аэропорт, вы стоите на самом входе в очереди с чемоданом, чтобы пройти через самую первую рамку? Ну, чтобы террорист не проехал, правильно?
Это не образует безопасную среду. Это образует опасную среду, потому что это толпа, потому что она на входе, потому что люди в случае чего, не знаю, друг друга перетопчут, потому что открыт только один выход. И опять же если те, кто захотят выйти, срочно убежать из аэропорта, если там не дай бог что случится, они тоже окажутся в ловушке. Но это упрощает контроль...»