Posted 27 марта 2018, 07:33
Published 27 марта 2018, 07:33
Modified 7 марта, 17:02
Updated 7 марта, 17:02
Жильцы многострадального долгостроя не живут, а буквально выживают. До сих пор три подъезда из восьми остаются недостроенными, поэтому из 200 квартир в этом доме заселены чуть больше половины. Корреспондент РИА «Восток-Медиа» выяснил, что происходит в стенах жилого комплекса по улице Пихтовая, 35.
Наследство из девяностых
История берёт начало в далёких 90-х, когда жилищно-строительный кооператив «ЖСК-88» во главе с председателем Юнсом Фатхутдиновым взялся за достройку десятиэтажной высотки по улице Пихтовая, 35. На тот момент «Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота», которая получила недостроенный дом от Минобороны РФ, выполнила около 60 % плановых работ. Кооператив получил стройматериалы, спецтехнику, а также всю необходимую документацию для дальнейшего строительства здания.
На сегодняшний день жилой комплекс, состоящий из двух зданий, так никто и не достроил. Одно из них заселено, второе же находится в критическом состоянии: развалины без крыши и без лестничных пролётов, роль которых играют самодельные доски, каждый день заставляют своих обитателей рисковать жизнью. Всё это время – с 90-х годов – дом находился в стадии строительства, поэтому прежнему руководству удавалось скрывать от новых «заселенцев» все проблемы, которых в доме немало, называя их временными. Горячая вода и центральное отопления в этих зданиях так и не появились.
Фото: Анна Плетнева, РИА "Восток-Медиа"
После того, как против председателя "ЖСК-88" Юнуса Фатхутдинова было возбуждено уголовное дело за дачу взятки должностному лицу, мужчина отправился в колонию-поселение, где до сих пор отбывает наказание. Чуть позже ему были предъявлены обвинения по статье 159 УК РФ (мошенничество). Инициативная группа дома, который остался без «хозяина», обнаружила документы, свидетельствующие о том, что квартиры в здании продавались по два, а то и по три раза совершенно разным людям. Кроме того, жильцы узнали, что лифты, предназначенные для их дома, Фатхутдинов уже давно перепродал. Помимо этого, стало известно и о других махинациях, связанных с многострадальной стройкой. В 2013 году возведение дома полностью прекратилось, а дольщики, которые уже выплатили свои паи, остались жить в развалинах.
Фото: Анна Плетнева, РИА "Восток-Медиа"
Тогда жильцы решили, что пора брать инициативу в свои руки. Вместо «ЖСК-88» шефство над жилым комплексом взяло товарищество собственников недвижимости «Комфорт-Плюс» - добровольное объединение собственников недвижимого имущества. Организация была официально зарегистрирована 13 июля 2016 года регистратором «Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Владивостока» и уже в августе того же года начала свою работу. Однако прежнее руководство не согласилось со своим досрочным отстранением от дел и встало на «тропу войны» с ТСН.
«Да об этом доме весь Владивосток знает»
По сей день оппоненты буквально «кидаются» исками в судах друг против друга вместо того, чтобы объединиться и общими усилиями достроить жилой комплекс. Больше всех в этой войне страдает «мирное население» дома. Пенсионерка, проживающая на первом этаже, рассказывает о том, как им живётся в знаменитом долгострое:
«Я здесь родилась во Владивостоке. После института в Находке жила, а дочь во Владивостоке. Когда муж умер, я переехала во Владивосток. Мне 79 лет, и вот под старость такое мучение. Я живу здесь 14 лет, 12 из них - без регистрации. Здесь никого не регистрировали, потому что дом не сдан. После выхода нового закона, когда стало возможным оформить долю в строительстве, люди через суд добивались регистрации. Да об этом доме весь Владивосток знает, как тут жильцы мучаются. Один проходимец на «курорте» отдыхает, всего лишь 2,5 года колонии поселения получил за то, что так нас обманул. Ни горячей воды, ни отопления, батареи холодные, а на ночь вообще, видимо, отключают уже. Я сижу с обогревателем у ног. За свет отдаю 1100-1200 рублей, когда раньше платила в пределах 500 рублей», - рассказывает пенсионерка Тамара Олеговна.
Фото: Анна Плетнева, РИА "Восток-Медиа"
«Некоторые жильцы здесь живут очень давно. Когда-то, когда у «власти» еще был Юнс Фатхутдинов, они также как и мы боролись за свои права: инициативные группы пытались хотя бы чего-нибудь добиться, устраивали проверки, другими словами, воевали с председателем «ЖСК-88». Потом, когда образовалась новая инициативная группа и появилась хоть какая-то надежда на «светлое будущее», жильцы дома как будто на два лагеря поделились. Кто-то стал сторонником Фатхутдинова, кто-то – оппозицией. Те, кто сейчас находится в «команде» бывшего председателя «ЖСК-88», не платят за коммунальные услуги – злостные должники. Они, видать, переживают, что, если здесь будет порядок, им всем придётся отдавать долги, вот и воюют. Фатхутдинов сидит, а его «команда» осталась», - говорит местный житель Олег Иванович.
Кстати, Олег Иванович живёт на 10 этаже в первом подъезде дома, и лифт здесь отсутствует – лифтовые шахты давно заколочены деревянными досками. Во втором подъезде высотки лифта также нет. В четвёртом – готовятся к установке кабин. На некоторых этажах дощечки выломали неизвестные хулиганы, а жильцы решили выкидывать в шахту мешки с мусором. Один раз здесь даже произошёл пожар, но из местных жителей никто не пострадал. Домоуправ Ольга Попова рассказывает, что периодически она с мужем ходит по подъездам и закрывает открытые шахты.
Корреспонденту агентства удалось поговорить и со «сторонниками» Фатхутдинова, которые говорят, что готовы оплачивать коммунальные платежи только тогда, когда увидят «прозрачные» отчёты о том, куда идут деньги. Домоуправ рассказывает, что вся отчётность есть на сайте, куда доступ не ограничен. Однако должники всё равно стоят на своём и не планируют возвращать долги. При этом они живут с электроэнергией и отоплением, за которые платят другие жильцы дома.
Фото: Анна Плетнева, РИА "Восток-Медиа"
«Со всеми организациями мы рассчитываемся по «безналу». Мы платим за электроэнергию, за дизельное топливо для нашей самодельной котельной. ВПЭС, например, не хочет нас регистрировать по техническим причинам, поэтому у нас с ними договорные отношения: они выставляют счёт, и мы его оплачиваем. За отоплением мы платим на год вперёд: заключаем договор на поставку топлива, тариф разбиваем на год. Так решили сами жильцы на собрании. Никакого самоуправства у нас нет. Зимой мы платим за топливо, а летом – этими же деньгами рассчитываемся с ВПЭС. В этом году мы уже к 1 апрелю закончим отопительный сезон, потому что у нас появился долг. Будем его отдавать, пытаться взыскать деньги с должников», - рассказывает домоуправ Ольга Попова.
Фото: Анна Плетнева, РИА "Восток-Медиа"
Кроме отсутствия горячей воды и отопления у дома есть еще множество проблем. Так в одном из подъездов появился 11 этаж – незаконная пристройка, где уже сейчас живут люди. Невооружённым взглядом видно, что этаж непригоден для проживания: вместо перил лестничного пролёта – пустота, на куске проволоки висит бетон, который вот-вот рухнет кому-нибудь на голову, сваи, на которых держится лестничная площадка, строительный мусор и оголённая проводка.
Во втором строении по улице Пихтовая, 35 ситуация обстоит куда хуже. Большая часть здания напоминает древние руины: вместо лестниц – доски, вместо квартир – недостроенные бетонные «коробки» с кучами мусора. Двери, окна, крыша и облицовка здания также отсутствуют. На первых этажах, где еще когда-то были окна, теперь разбитые стёкла и решётки. Во дворе дома стоит ржавый неэксплуатируемый кран, который грозит рухнуть при любом сильном порыве ветра. Однако убирать технику никто не торопится. Конструкцию буквально по частям местные обитатели уже давно растащили на металлолом. Жильцы обращались в Прокуратуру, но ведомство в свою очередь даёт лишь отписки. Компания, которой принадлежит кран, обанкротилась, поэтому убирать конструкцию теперь некому. Нижние этажи здания частично заселены. Корреспонденту агентства удалось побывать в одной из квартир, где проживает молодая семья с двумя детьми.
Фото: Анна Плетнева, РИА "Восток-Медиа"
«Живём с мужем и ребёнком тут уже два с половиной года. Вот недавно вторая дочка родилась. Не живём, а существуем. Обои клеить нет смысла: они просто отклеиваются от сырости, у нас даже телевизор из-за этого сломался, все стены в грибке. Я минимум два раза в год стены белю и шпатлюю, но без толку. Стены пузырятся, а потом лопаются и обваливаются. Даже «сушитель» не справляется. Отопления у нас нет. Вместо этого тёплые полы. Но недавно нас затопили сверху сильно – всё прямо по стенам текло, и полы вздулись. Перебои бывают в электроэнергии, но это не критично. Самое долгое отключение – сутки. Конечно, мы всё еще надеемся, что дом достроят, и наши проблемы исчезнут, но пока никаких подвижек нет», - рассказывает Олеся.
Этажом выше живут еще несколько семей, но попасть на самый верх высотки так просто нельзя – железная дверь под ключ отгораживает жилые помещения от «стройки». Там – недостроенные квартиры, бетонные перекрытия, выходы на балкон, оконные проёмы без окон, строительный и бытовой мусор и опасность, предостерегающая на каждом шагу. Кроме того, домоуправ рассказывает, что на верхних этажах квартиры строили из того, что было – из остатков, а значит и с многочисленными нарушениями.
Фото: Анна Плетнева, РИА "Восток-Медиа"
Второй подъезд дома по улице Пихтовая, 35 строение 2 на сегодняшний день достроен. Одна из местных жительниц рассказала, что когда-то её семья полностью выплатила пай за двухкомнатную квартиру. Стройка остановилась, а квартира оказалась не достроена. Тогда Юнс Фатутдинов предложил обманутой дольщице квартиру в другом блоке, но не упомянул, что вместо двух комнат, за которые председатель уже получил деньги, женщина получит маленькую «гостинку». Разницу, конечно же, пострадавшей никто не вернул. Фатхутдинов поделил таким же способом немало двухкомнатных квартир, сделав из них «однушки» и продав уже по второму кругу.
Отдельного внимания заслуживает система отопления: один из домов отапливается от бойлера, работающего на дизельном топливе, которое оплачивают сами жильцы. Теплообменник расположился в подвальном помещении, что является грубым нарушением. Внутри – работник-, который за определённую плату контролирует весь процесс. Ольга Попова называет бойлерную сердцем всего дома. Во втором здании батареи так и не установили из-за отсутствия крыши.
Фото: Анна Плетнева, РИА "Восток-Медиа"
«Мы не можем отопить дом в полном объёме, чтобы люди не мёрзли. Мы только поддерживаем всю систему. По своей мощности установка может отапливать только 4 000 квадратных метров, а у нас – 11. Вот специальный резервуар, сюда вмещается 12 кубов топлива, которое привозит спецмашина. Всё под запись: сколько принято топлива, сколько потреблено за сутки, температура на улице и выставленная температура в квартирах. На основании отчётности мы и закупаем топливо, счета есть. Всё открыто и понятно. И еще платим зарплату работнику бойлера – 2 000 рублей в сутки», - рассказывает домоуправ.
Фото: Анна Плетнева, РИА "Восток-Медиа"
По словам Ольги, чтобы достроить жилой комплекс, нужно привлечь инвесторов. Юнс Фатхутдинов в 2013 году уже передал землю другому человеку, который планировал достроить и продать квартиры жилого комплекса. Инвестор вложил энную сумму денег, стройка ненадолго сдвинулась с мёртвого места и тут же остановилась. Представители ТСН находились в недоумении, а чуть позже стало известно, что Юнс Фатхутдинов обманул и инвестора, и теперь последнему просто нет резона заканчивать начатое. Но так как новый инвестор выкупил паи на фундаменте, так просто отдавать землю ему уже не хотелось. Дальше выяснилось, что и последний инвестор также перепродал землю в неизвестном направлении.
Надежда и отчаяние
Позже на горизонте появился еще один инвестор - депутат Заксобрания Приморья Андрей Ищенко, к которому с последней надеждой и обратились обманутые дольщики. Однако оппозиция, «сторонники» Фатхутдинова, оказались не готовы принимать «очередного» инвестора на своей земле. Объясняют они это просто: вкладчик не будет достраивать дом, а попросту снесёт его, а жильцы окажутся на улице. Но домоуправ считает, что «люди Фатхутдинова» просто не хотят отдавать власть в чужие руки и до последнего надеются вернуть всё обратно.
Фото: Анна Плетнева, РИА "Восток-Медиа"
«К Андрею Ищенко мы обратились за помощью. Он стоит во главе фонда «Дети войны», и нам посоветовали к нему обратиться. Ищенко вник в проблему, пришёл на собрание и вызвался нам помогать. Он считает, что единственный выход – привлечение инвесторов. У него есть своя компания, которая может нас забрать и достроить. Мы отдаём ему землю, он пристраивает подъезды, достраивает уже существующие, а после – продаёт там квартиры, а выручку забирает себе», - говорит домоуправ.
На вопрос, не боятся ли дольщики снова обмануться, Ольга отвечает просто:
«Мы уже настолько отчаялись, что верим ему. Но гарантий всё равно нет никаких».
Накануне, 21 марта, в администрации Владивостока прошёл прием граждан по личным вопросам, который провел глава города Виталий Веркеенко. На приёме присутствовали и пайщики жилого дома по улице Пихтовая, 35 – домоуправ Ольга Попова и председатель ТСН Ольга Павловских. К слову, последней пришлось съехать с жилого комплекса из-за постоянных угроз.
Несмотря на то, что данный вопрос не находится в зоне ответственности администрации Владивостока, Виталий Веркеенко взял его на контроль. Соответствующим городским структурам мэр дал распоряжение закрепить земельный участок, на котором находится жилой дом, за пайщиками ТСН. По его словам, это реально поможет им в решении многолетних проблем по вводу дома в эксплуатацию.
Также Ольга Попова рассказала корреспонденту агентства, что обратилась к мэру с просьбой рассмотреть возможность присоединения водоснабжения жилого комплекса к водоснабжению здания местной налоговой инспекции.
«Мы вообще пришли к мэру просто за помощью. Пусть она поможет разобраться в нашей ситуации: найдёт инвесторов, или может быть администрация города сама станет инвестором. Я не знаю. Люди уже просто настолько отчаялись. Хочется, чтобы хоть что-то сдвинулось с мёртвой точки», - подытожила Ольга Попова.
Фото: Анна Плетнева, РИА "Восток-Медиа"
Как ранее сообщало РИА «Восток-Медиа», только по официальным данным, в реестр граждан, чьи деньги привлекались для строительства многоквартирных домов и чьи права при этом были нарушены, в Приморье включено 168 человек, но фактически обманутых дольщиков намного больше. По словам депутата Андрея Ищенко, сумма ущерба пострадавших от недобросовестных застройщиков составляет 1,5 - 2 миллиарда рублей.
Потребительский кооператив «ЖСК-88» удерживает в этом списке антирекорд. Дольщики неоднократно организовывали митинги, обращались к властям вплоть до президента РФ, но безрезультатно. Разрешение на строительство продлено решением арбитражного суда до конца 2018 года, но, судя по всему, вряд ли к этому сроку дом будет сдан.