Никита Исаев, политолог - специально для "НИ"
Отказ Тулеева приезжать к торговому центру - просто циничное проявление бесчеловечности! Как ни крути, а именно губернатор - самый главный человек в регионе, именно на нём лежит ответственность за решение всех проблем. Если же человек не готов брать на себя ответственность за происходящее, то это без обиняков указывает на профнепригодность такого руководителя.
И даже если Аману Тулееву чужды самые обычные человеческие чувства вроде сострадания и желания помочь в трудную минуту, то, как минимум, есть общепринятые стандарты и протоколы поведения для руководителей его ранга. Незамедлительно отреагировать, прибыть на место происшествия, взять ситуацию под оперативное личное руководство, или хотя бы под личный контроль (иногда действительно лучше, если оперативное руководство осуществляют профессионалы из МЧС).
Все привыкли, что власти часто закрывают глаза на бедность, проблемы благоустройства, коммунальное хозяйство, но только не на непосредственную угрозу жизни.Губернатор Саратовской области в январе этого года прибыл на пожар, возникший на нефтепроводе в селе Красноармейское и взял ситуацию под свой контроль из-за того, что возникла угроза возгорания жилых домов. В Ярославле на пожар на складе горюче-смазочных материалов, произошедший в июне прошлого года прибыл врио губернатора Дмитрий Миронов...
Только сравните масштабы: пожар на складе и пожар в набитом людьми ТЦ. В ноябре прошлого года близ села Нелькан Хабаровского края разбился небольшой самолёт L-410, на борту которого было 6 человек. Губернатор Шпорт прибыл первым же бортом вместе с МЧС.И это не уникальная особенность наших отечественных губернаторов. Так принято поступать во всём мире.
В самом конце 2017 года во время пожара в жилом доме Нью-Йорка погибло 9 человек. Пожар в многомиллионном городе - не уникальное явление, однако мэр города незамедлительно прибыл к месту событий.У нас можно быть плохим экономистом, плохим руководителем, не разбираться в людях и плохо вести закулисную политическую борьбу. Но игнорировать жизни людей - это уже совсем за гранью.
Особенно циничным выглядит оправдание Тулеева. По заявлению его пресс-секретаря (считай официальное заявление самого Тулеева), он не приехал к «Зимней вишне», чтобы его кортеж не мешал спасателям! То есть пока в огне гибнут дети, Тулеев не может оторваться от своего кортежа и приехать (вот ужас-то!) всего лишь на одной-двух машинах.В таком положении губернатор просто обязан прибыть на место любым способом: прилететь на вертолёте, приехать на трамвае или велосипеде, добежать, доползти. Что угодно! Но для Тулеева кортеж важнее жизни людей.Такая реакция говорит о том, что Аман Тулеев окончательно потерял связь с реальностью, о чем давно говорят и на Кузбассе и в Москве.
Для него его работа и жители Кемеровской области перестали иметь какие-либо точки соприкосновения. Он слишком погрузился в решение проблем с местными элитами и отстаивания собственных бизнес-интересов, забыв о том, что он руководит регионом, в котором живёт 2,7 млн. человек. И перед всеми этими людьми он несёт личную ответственность, ибо так устроено наше государство. Так приучила нас наше власть. Ответственность в конце концов несёт не какой-то местный начальник МЧС, а именно он.
Его действия и страх, не позволяющий показаться на людях без кортежа, сейчас лучше всяких экономических показателей продемонстрировали всем, что Аман Тулеев больше не способен управлять регионом. Без поддержки Москвы, которую теперь можно не ждать, Тулеев не сможет надолго задержаться в губернаторском кресле.
В 1997 году звезды для Тулеева сошлись. После стучащих касок шахтеров на Горбатом посту, перед отремонтированным после расстрела Белым домом в Москве, Ельцин решил две задачи. И купил для коммуниста Тулеева тёплым местом подальше от Москвы с правом делать там всё что вздумается, и удалил его из федеральной оппозиционной политики.
Последующие годы Тулеев держал регион в зоне исключительно своих личных интересов, регулярно давая при этом результат в Москву, избегая сколь значимых скандалов. И за это, как говорят, получил право на бессрочное царствование до момента пока сам не попросится. Характерным был прошлый 2017 год, когда несмотря на зачищенное информационное поле, просачивалась информация о болезни и лечении Тулеева, но он всё равно вернулся в регион, пусть и на инвалидном кресле.Уверен, сегодняшняя трагедия должна поставить перед Москвой вопрос о кадровой политике, в отношении тех местных начальников, которые уже неспособны ни нести ответственность за «свои» регионы, да ещё и подрывают доверие к самой Москве.И уходить лучше самому. И сегодня. Так он хоть не будет оплёван кузбассцами, - теми кого он так долго приучал себя любить.