Интересный материал, посвященный российско-японским отношениям публикует «Автономный блог пользователей Северной Евразии» Reddvl. «Новые Известия» приводят его с небольшими сокращениями:
«Визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Токио 21-22 марта оказался тяжелым. Еще более непростой будет встреча Владимира Путина с японским премьер-министром Синдзо Абэ в мае.
Если говорить тезисно, то содержание предыдущих серий таково:
— после 1945 года из-за ряда коллизий между победившим СССР и проигравшей Японией не был подписан мирный договор и урегулирован вопрос принадлежности трех южнокурильских островов: Итурупа, Кунашира, Шикотана и гряды Хабомаи.
— в 1956 году СССР и Япония подписали (и затем ратифицировали) Московскую декларацию, которая официально прекращала состояние войны между двумя государствами. В декларации было прямо указано, что Шикотан и гряда Хабомаи передаются Японии сразу после заключения мирного договора.
— в 1960 году СССР на основании заключенного Токио и Вашингтоном «Договора о взаимодействии и безопасности между США и Японией» аннулировал положения Московской декларации.
— в 2004 году министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и Владимир Путин последовательно заявили о желании подписать мирный договор и урегулировать "территориальную проблему" с Японией на основе давно всеми забытой Московской декларации 1956 года. То есть, передав в конечном итоге Японии Шикотан и гряду Хабомаи. Позиция РФ официально заключается в формуле "территории в обмен на мирный договор". Проблема заключается лишь в том, что Токио хочет не только Шикотан и Хабомаи, а настаивает на передаче еще Кунашира и Итурупа.
— в 2013 году стартовали переговоры между Японией и РФ на уровне МИД обоих стран, а затем они вышли на самый высокий уровень.
В декабре 2016 года состоялся визит Путина в Токио, по итогам которого были заключены соглашения об японских инвестициях в 2,5 миллиарда долларов и совместном хозяйственном освоении Южных Курил. Зачем РФ вообще понадобилось в 2004 году будировать обсуждение территориальной проблемы с Японией и с 2013 года переходить к переговорам — официально нигде не объясняется.
По мнению ряда безответственных аналитиков, это может быть как-то связано с неумолимой деградацией экономики и военной мощи РФ на Дальнем Востоке на фоне формирования Японией достаточно сильных флота и армии. Конфигурация которых позволяет самураям надеяться на успешный блицкриг, благо в 2015 году японский парламент отменил запрет на использование Сил Самообороны Японии за ее пределами.
За прошедшие 16 месяцев с момента визита Путина в Японию выяснилось, что отношения между двумя странами продолжают медленно, но верно портиться: Лаврова в Токио освистали местные националисты, никаких японских инвестиций всерьез в РФ не пришло, а попытки начать "совместную хозяйственную деятельность" на Южных Курилах закономерно провалились.
В мае 2018 года в Токио состоится анонсированный Кремлем и Японией еще осенью прошлого года визит Владимира Путина, и по всей вероятности, проходить он будет трудно. Терпение самураев не бесконечно и не исключено, что грядущий визит сподвигнет их как-то ускорить решение "территориальной проблемы".
В настоящее время японский флот превосходит устаревший Тихоокеанский флот (ТОФ) РФ примерно в два-три раза по ударной мощи (по оценкам аматоров, еще в 2011 году Япония уже была сильнее РФ на Дальнем Востоке, если не считать подлодок с ядерными ракетами). Сил поддерживать даже такой баланс у Москвы на Дальнем Востоке почти нет. А значит, даже если деградация ТОФ приостановится, то сильнее он вряд ли быстро станет. Например, формально самый крупный корабль ТОФ — тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Лазарев", уже полтора десятка лет находится в отстое и не боеспособен (решение об его утилизации несколько раз откладывалось не от хорошей жизни).
Самое важное: российская экономика теперь так устроена, что каждые 5-8 лет она, видимо, обречена проходить через заметные кризисы, и это явно скажется на всех государственных планах. В том числе, и военного строительства.
Типовой пример: "Адмиралтейские верфи" на 3-4 года переносят срок выполнения заказа на строительство небольших сторожевых кораблей проекта 23550. Причина? Нехватка финансирования и, по всей видимости, какие-то технические проблемы. Выборгский судостроительный завод не может в срок закончить три ледокола, злополучный дизель-ледокол "Виктор Черномырдин" строится уже 6 лет и конца-краю этому бардаку не видно. В 2017 году официально были на два года перенесены сроки сдачи ледоколов "Арктика" (на 2019 год), "Сибирь" (2021 год) и "Урал" (2022 год). При этом никто не поручится, что и эти сроки будут выдержаны, если тем более в стране разразится очередной бюджетный кризис.
У Японии нет таких проблем: самураи в условиях своей "стагнирующей" экономики методично вводят практически каждый год в строй все новые корабли.
Конечно, нельзя сказать, что ведомство Сергея Шойгу ничего не делает. Москва предпринимает определенные усилия по модернизации и поддержанию еще находящихся на плаву кораблей ТОФа (флагман, ракетный крейсер "Варяг", постоянно участвует в учениях и проходит все модернизации, до 2022 года запланирована модернизация больших противолодочных кораблей проекта 1155, с эсминцами ситуация похуже была, но тоже есть планы их модернизации). Помимо этого, на Курильских островах были размещены противокорабельные ракетные комплексы "Бал" и "Бастион", усилена находившаяся на островах 18-я пулеметно-артиллерийская дивизия (кстати, 10 лет назад в ней несколько сотен дагестанцев устроили настоящий бунт) и построен новый военно-транспортный аэродром на острове Матуа (вероятно, на остатках старого японского).
В официозных СМИ уже раздалось грозное рычание штатных пропагандистов, готовых рвать японских "империалистов" как тузик грелку: "Москву протесты Токио не интересуют, размещение тех или иных военных объектов на своей территории – внутреннее дело России. Мнение Японии не может влиять на позицию РФ или корректировать ее не может. Москва принимает решение о создании военных баз – это ее право. Дипломатические ноты в данном случае несущественны и ни на что повлиять не смогут", — заключает военный аналитик Игорь Коротченко.
Но не стоит обольщаться. На самом деле от японского блицкрига все эти противокорабельные ракетные комплексы и усиленная пулеметно-артиллерийская дивизия спасти не смогут. Единственный гарант — это сильный Тихоокеанский флот и его вспомогательные подразделения (авиация, береговые соединения, средства ПВО). А флот, как уже писали, находится в довольно грустном состоянии и серьезно уступает по силам японскому визави.
Наконец, давайте не забывать, что в глазах японцев Москва сама демонстрирует Стране Восходящего Солнца некоторую слабость, предлагая свои территории. Да, Токио не согласен с размером этого "дара", но это означает, что РФ хотя бы частично разделяет обоснованность территориальных претензий Японии. Соответственно, в последние годы в японских СМИ и среди экспертов царит практически единодушное мнение — никакими дипломатическими переговорами "все северные территории" уже не вернуть...»