«Вокруг материнского капитала не было спокойно никогда, даже в тот период, когда его в качестве инструмента предложил министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов», - напоминает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.
Минфин РФ тогда выступал против, поскольку в ведомстве считали, что введение материнского капитала приведет к большим расходам федерального бюджета. В тот период времени, когда был введен этот инструмент, в правительстве РФ было консенсусное решение, что маткапитал будет предоставлен заявителю после истечения определенного периода времени.
«Тогда по договоренности с Минфином считалось, что эти обязательства будут носить долгосрочный характер – либо женщина получит эти средства на пенсию, либо они будут потрачены на ее учебу или улучшение жилищных условий детей. В общем, предполагалось, что живые деньги поступят заявителю в отдаленной перспективе», - рассказывает Сафонов.
Потом порядок маткапитала начал претерпевать определенные изменения, причем связано это было с тем обстоятельством, что дополнительных источников по борьбе с бедностью кроме использования данных финансовых средств попросту не было.
«Поэтому новый компромисс здесь заключался в том, что из материнского капитала бедные семьи будут средства для каких-то их срочных нужд. Это и уход за ребёнком, это и детские дошкольные учреждения, и проведение операций и прочее в этом духе. В общем, оба этих решения базировались на компромиссе с российским Минфином», - резюмирует Сафонов.
Основным тезисом противников материнского капитала всегда было то обстоятельство, что эта программа не решает главную свою задачу, а именно повышение рождаемости в России, вследствие чего, ее продолжение не имеет практического смысла.
«На практике это очень спорное утверждение по той простой причине, что коллеги рассматривали маткапитал в качестве единовременной платы за рожденного ребенка. Между тем, маткапитал играет серьезную роль в том плане, что выдает семье хоть какое-то количество денег на черный день в рамках воспитания второго ребенка», - делает совершенно неубедительный вывод Сафонов, утверждая, что маткапитал - это своеобразная гарантия того, что семья не впадет в полную нищету, и это очень важно, учитывая то обстоятельство, что расходы на ребенка начинаются и заканчиваются не в тот момент, когда он родился, а до его 18 лет, а то и значительно дольше.
Ну с каких пор 500 000 - это гарантия от нищеты.
Например, несколько лет назад австралийцы делали исследование, которое показало, что нормальное воспитание ребенка в этой стране обходится родителям где-то в 1 млн австралийских долларов. В России, конечно, работают другие цифры, но для воспитания двух детей в нашей стране семья должна иметь порядка 30 тысяч рублей в месяц.
Это нужно для обеспечения самых необходимых потребностей ребенка – соответственно, в год это 360 тысяч рублей, на фоне чего материальный капитал смотрится весьма скромно, учитывая динамику 20 лет.
маткапитал не решает большинство проблем, поэтому гораздо эффективней создавать доступ семьям к бесплатным социальным услугам, а также к льготной покупке жилплощади.
«Именно на это маткапитал изначально и был рассчитан, но в процессе его назначение было расширено. Поэтому здесь возникает вопрос, а что более эффективно – поддерживать его сумму или развивать другие программы», - резюмирует Сафонов в разговоре с ФБА "Экономика сегодня".
А с этим то как раз у правительства сложности или как говорят "кризис идей".