Автономия курдских районов, поддерживаемая США, к настоящему моменту уже успела оформиться в фактическую независимость от Дамаска, однако до сих пор не обрела признаков настоящей государственности. Дело в том, что под курдскими знаменами на территории Сирии выстраивается ещё одна квазигосударственность, во многом напоминающая недавно отправленный в небытие призрак «Исламского государства» (ИГ; ИГИЛ- террористическая организация, запрещенная в РФ).
Хуже всего, что похожими оказываются не только грабительские схемы управления захваченной территории, но и откровенно террористические методы «коммуникации» сирийских курдов со своими этническими соседями.
Курдские территории на севере Сирии, которые сегодня раскрашиваются обозревателями в желтый цвет флага Айюбидской династии (одного из «национальных» флагов курдов), далеко не во всем коррелируют с этноконфессиональным составом населения, находящимся под курдским контролем. Собственно курдские районы у турецкой границы не так уж и значительны, а вот обширные территории, захваченные «курдским ополчением» (в том числе и разрушенная до основания Ракка), скорее трофеи западной коалиции, которая таким образом оформила свои приобретения в войне с «Исламским государством» (ИГ- запрещена в России).
В планы коалиции западных стран, организованной Вашингтоном для борьбы с ИГ (запрещена в РФ), вовсе не входило обеспечение территориальной целостности Сирии. Освобождаемые от «чёрных» боевиков земли этой страны отнюдь не переходили под управление Дамаска, но, наоборот, объявлялись частью эфемерной «курдской автономии», которая опирается в основном на деньги и оружие, поставляемые США и их союзниками.
Хуже всего то, что в распоряжение курдского меньшинства на захваченных сирийских территориях остались многие критические для страны ресурсы — гидроэлектростанции, плотины, нефтяные месторождения и значительная часть сельскохозяйственных угодий, находящихся в плодородной пойме Евфрата. Теперь курдское «правительство» единолично распоряжается этими ценными ресурсами, безо всякой оглядки на сложнейшую социальную ситуацию в Западной Сирии, имеющую все признаки гуманитарной катастрофы.
По мнению эксперта ФАН Михаила Большакова, интересы курдской автономии становятся всё более антагонистичными по отношению к позиции центрального правительства Башара Асада и, фактически, приводят лишь к управляемому затягиванию сирийского конфликта.
К сожалению для самих курдов, они в очередной раз оказались не более чем геополитическими пешками в чужих руках. Более того, гамбитными пешками, которые планово приносятся в жертву ещё в дебюте партии ради лучшей позиции для других фигур — и никогда не планируются к проходу в ферзи.
Именно такое отношение проявлено к курдам со стороны Соединенных Штатов, которые рассматривают свои плацдармы в Сирии — район городов Даръа и Ат-Танф на юге и курдскую Рожаву на севере — лишь как удобное прикрытие для своих геополитических интересов в регионе. А также как pain in ass, способную хоть как-то осложнить жизнь Асаду и отсрочить окончание сирийского гражданского конфликта.
Использование курдов в качестве дешёвого «пушечного мяса» было запланировано Штатами с самого начала их сирийской авантюры. После весьма сомнительных военных кампаний в Афганистане и Ираке, в результате которых Пентагон практически на десятилетие «запер» собственную армию в периферийных войнах, США предпочитают воевать чужими руками, формируя наземный «пехотный корпус» из местных жителей. Такая колониальная армия воюет плохо и бестолково, но обеспечивает Вашингтону главное — свободу рук в вопросе использования своих вооруженных сил.
Что касается гражданского устройства на курдской территории присутствуют лишь самые низовые структуры местного самоуправления. По сути, «правительство» Курдистана/Рожавы озабочено исключительно сборами грабительских налогов и хищнической эксплуатацией захваченных им природных, сельскохозяйственных и промышленных ресурсов. В то же время "пиратская республика" до сих пор пользуется сирийским фунтом в качестве валюты, использует сирийские паспорта, социальную и транспортную инфраструктуру Сирии, ее коммуникационные сети.
Как показывает практика, такого рода образования обычно живут недолго. Их соседи, не желая видеть у себя под боком рассадник нестабильности, межнациональной вражды, социальных пороков и открытого терроризма, как правило, решают ситуацию силовым образом, добиваясь на таких «вольных» территориях подобия хоть какого-то порядка.
Конечно, курдская «Тортуга» может ещё прожить какое-то время. В конце концов, в Карибском море этот остров служил интересам Англии и Франции в войне против Испании целый XVII век — вот и теперь США могут цепляться за «сирийских пиратов» достаточно долго. Однако, как показывает история, финал у пиратских квазигосударств всегда один.
Подробнее здесь