Posted 14 марта 2018, 15:22
Published 14 марта 2018, 15:22
Modified 7 марта, 16:46
Updated 7 марта, 16:46
Об одновременно уникальной и банальной для России ситуации, когда бизнес, сулящий огромные прибыли оборачивается пшиком, пишет корреспондент «Новых Известий» Людмила Бутузова.
Из 3,5 миллионов иностранных туристов., посетивших Россию в 2017 году, половина – граждане КНДР. Интерес китайцев к «стране Ленина» продолжает расти – как минимум 300 тысяч человек уже побывали у нас в первые месяцы нового года, а впереди еще чемпионат мира по футболу и летний сезон, когда путешествующих из Пекина в Москву и Санкт-Петербург становится особенно много, что не может не радовать российский бюджет. По теории, один въехавший в РФ иностранец в среднем приносит в казну $378. Умножим на количество китайских туристов и получим… В прошлом году Минфин надеялся на $200 млрд., которых Россия не досчиталась из-за падений цен на нефть и санкций. Российские расчеты с китайской арифметикой не совпали.
По данным Центра Карнеги, КПД китайского турпотока для российской экономки до обидного мал, доходы от китайских туристов походят мимо бюджета. Представители турбизнеса Санкт-Петербурга в феврале даже собрали пресс-конференцию, на которой заявили, что турпоток из Китая не только не приносит пользы российской экономике, но и вредит местной туриндустрии, хотя чиновники из профильных ведомств предпочитают этого не замечать, поскольку рады отчитываться перед начальством впечатляющими цифрами.
Да что же это такое?
Нашествие китайских туристов на Россию в 2015–2017 годах, казалось бы, пришлось очень кстати. И российской экономике, которая оказалась в кризисе, и российским чиновникам, которые получили убедительное статистическое подтверждение собственной эффективности. Цифрами, которые показывают устойчивый приток туристов, полюбили отчитываться и руководители «Ростуризма», и главы регионов. Столько интересного было нагорожено типа Года туризма РФ в Китае, «красных маршрутов» по ленинским местам с вип-ночевкой в шалаше Владимира Ильича, и все коту под хвост? Внезапно оказалось, что главным фактором, привлекающим туристов в Россию, являются не многочисленные административные конструкты, а банальный обвал рубля в 2014 году и падение цен в два раза. И ехали-то к нам, оказывается, не последовательные сторонники коммунистических идей, а те, кому не хватает денег на Европу и Японию. Ну и самая страшная правда: поток китайских туристов, пришедший в Россию на пике нашего кризиса, обогатил прежде всего китайский бизнес. Основная прибавочная стоимость остается в его руках, а Россия зарабатывает лишь «на билетах и шоколадках».
Почему так происходит и как работает экономика китайского въездного туризма?
Средняя стоимость поездки на 7–9 дней составляет 5–8 тысяч юаней (45–70 тысяч рублей). Сюда входят расходы на транспорт, гостиницу, питание в формате «шведский стол» и услуги китайского гида (по межправительственному соглашению в безвизовых группах допускается наличие только одного руководителя из числа граждан КНР). Все это оплачивается еще на территории Китая.
Место российской турфирмы в данной схеме очень скромное. Фактически она нужна лишь для того, чтобы выслать бланк приглашения для китайской группы.
То есть практически все деньги за тур китайский турист оставляет на родине и едет в Россию уже налегке, имея на карманные расходы и покупку сувениров в среднем около 2–3 тысяч юаней. Как признаются сами китайские туристы, «психологически важной отметкой», в которую должна обойтись поездка в Россию, является сумма 10 тысяч юаней на человека. При таком китайском раскладе российскому бюджету рассчитывать практически не на что.
Тур гостей из Поднебесной рассчитан как правило на 7–9 дней. Программа стандартна и соответствует вкусам китайских туристов. В Питере гвоздь программы – Эрмитаж, причем китайцы ценят его не за коллекцию искусства, а за дворцовые интерьеры. В Москве – Кремль, по той же причине. Главные российские достопримечательности вполне вписываются в китайскую картину мира. У них в центре столицы тоже находится окруженный стеной со всех сторон дворцовый комплекс.
А вот «Золотое кольцо», о туристическом потенциале которого любят рассуждать региональные власти, китайцам непонятно. Его многочисленные храмы и монастыри для китайского глаза выглядят совершенно одинаково и не очень интересно.
То же касается и пресловутого «красного туризма». В самой КНР в туры по революционным местам ездят в основном по профсоюзной линии. Платить же свои кровные ради того, чтобы ехать в другую страну смотреть на достопримечательности, связанные с Коммунистической партией, желающих нет. Ульяновск, видевший себя венцом «красного маршрута», потому что здесь родился Ленин и есть огромный мемориальный комплекс его имени, а также избушки в которых родились его братья и сестры, был крайне разочарован, что все это коммунистическое великолепие не произвело на китайцев никакого впечатления. «Обещали присылать на экскурсию по три самолета в неделю, а приехали 200 человек из какой- то глухой провинции, разбрелись по территории, мы их потом еле собрали, - рассказывал корреспонденту «НИ» директор мемориала, уволенный впоследсвии за торговлю шубами в святом ленинском месте. – А мы на китайский туризм очень рассчитывали – фасад требовал ремонта, забор нужен». Они тогда, надо сказать, здорово потратились на российско-китайскую дружбу – сделали евроремонт в туалетах, окупить который можно было за счет как минимум десяти китайских делегаций, но никак не одной.
Тем не менее, пресс-служба губернатора не унывает: за время реализации проекта "Красный маршрут" Ульяновск посетило 2000 групп из КНДР, еще 5000 туристов приезжали самостоятельно. Можно сделать вывод, что хотя бы евроремонт сантехники окупился.
- Китайские туристы вообще очень интересуются жизненными вопросами, гораздо больше, чем музеями, - подтвердила «НИ» московский экскурсовод Надежда Плетнева. – Все записывают: какая зарплата у служащих, сколько стоит визит к врачу, как поступить в институт из провинции, кому положена бесплатная квартира, обязательно ли носить туфли на каблуках, правда ли что декретный отпуск в России дают и мужчинам, почему русские едят мало овощей и почему у нас такая «слабая» водка всего 40 градусов? У них в Китае крепость – 87 градусов. И обязательный вопрос: "Когда лучше было жить, сейчас или в Советском союзе?"
По словам Плетневой, в Россию едет небогатый средний класс. Типичный китайский турист – это женщина в возрасте за 50 лет, с невысоким образованием и неустроенной личной жизнью. Этим и объясняется интерес к интимной и бытовой стороне жизни чужой страны. Но есть и еще некоторые важные моменты. К нам им стало выгодно ездить, во-первых, из-за низкого курса рубля. Во-вторых, на последние три года пришелся пик геополитических потрясений в Европе - взрывы, теракты, беженцы. А китайский турист очень чуткий, ему два раза объяснять не надо, сказали опасно, значит не поедет. Вот и стали продавать турпоездки в Россию как в самую безопасную европейскую страну. Плюс к этому в самом Китае РФ позиционируется как очень дружественная страна, а для китайцев это крайне важно. Они видят по ТВ, как наши лидеры встречаются, обнимаются, едят вместе, и это сигнал, что Россия и Китай - друзья.
К сегменту VIP принадлежит около 10% турпотока из Китая, - рассказала доцент НИУ ВШЭ Наталия Белякова, выступая на проходящем в Москве VI Саммите Российско-Китайского туристического форума. При этом именно они «обеспечивают» около 50% всех расходов китайских туристов за рубежом. Средний чек на путешествие в этом сегменте, по ее данным, превышает 10 тысяч долларов США. Именно поэтому данный класс путешественников является стратегически важным, и портрет VIP-путешественника из КНР знать нужно, чтобы активнее продвигаться на этом рынке. По данным эксперта,41% «люксовых» туристов из КНР – мужчины среднего возраста, 17% из них живут в Пекине, 17% в Гуанчжоу и 14% - в Шанхае. Китайские VIP-туристы увлекаются серфингом (13%), верховой ездой (16%), яхтами (13%). Также их привлекают арт-туры (12%). Они редко организуют путешествия к определенным датам, а в любимые места готовы возвращаться более шести раз. Российские туроператоры не имеют опыта работы с такими клиентами, для них китайский турист – большая и однородная масса, которая первые выехала за рубеж, не имеет возможности что-либо понять, потому что видит только то, что ей показывают.
Вот отсюда, по мнению экспертов, и процветание серых схем - Россия оказались не готова к приему туристов №1, сертифицированных китайскоговорящих гидов не хватает, мало подготовленных отелей, а в размещении китайцев есть свои особенности: нельзя селить на 4-м этаже и в номерах, где есть 4 (у них эта цифра связана со смертью), в номере тапочки должны стоять по фен-шуй и лежать кипятильники для заваривания лапши. Вроде, мелочи, но из-за этих мелочей турбизнес, организованный в Китае, как бы вынужденно пришел в Россию и закольцевал ее «под себя», не встретив ни малейшего сопротивления. Чего же теперь обижаться, что доходы от такой золотой жилы как туризм, текут сегодня не в российский бюджет, а карман китайским предпринимателям.
Деньги делаются буквально на всем! Откуда китайцу, впервые выехавшему за границу, знать, какие в России правила и что почем? Ведь для них наш язык, наша письменность и даже наши цифры абсолютно непонятны. Знаете, как на китайском будет Санкт-Петербург? Шэнбидэбао. И сколько на самом деле стоит входной билет в музей - для них так и остается загадкой. На этом и строится обман. Тем более что для китайца ослушаться турлидера просто немыслимо. Они все ходят строем только туда, куда скажут, и делают то, что велят. «Наставники» собирают плату за фото на Красной площади, за проход по Арбату, водят в специальные магазины, где накрутка на сувениры достигает 500%, селят в трехзвездочных гостиницах за три копейки, а берут с постояльца как за люкс с джакузи и бассейном. Рестораны, в которых питаются китайские туристы, как правило, контролируются китайским бизнесом. Туристам здесь предлагается более чем скромный «шведский стол» из расчета 120–150 рублей на человека. Впрочем, для туристов из Китая это лучше, чем то, что может предложить за эти деньги стандартный российский общепит.
Главные траты в России осуществляются в специализированных магазинах, которые торгуют ювелирными и сувенирными изделиями. Средняя маржа здесь составляет 200–300%, но на отдельные изделия (например, поддельный янтарь) наценка будет до 1000% и выше. Например, кусок пластмассы, выдаваемый гидом за янтарь, может стоить до 200 тысяч рублей. Своего янтаря в Китае нет, поэтому разбираться в нем некому.
Впрочем, подобные покупки редкость. В основном спросом пользуются простенькие поделки из «янтаря» и недорогие золотые украшения: кулоны, цепочки, кольца. Часто покупается несколько штук одного и того же изделия. Объясняется это поведение очень просто: турист покупает не себе, а для подарков (жене, любовнице, родственникам, коллегам).Выручка таких магазинов составляет до 4–5 млн рублей в день. Конкуренции со стороны они не боятся, так как магазины открываются под сотрудничество с конкретной турфирмой. Все перемещения тургрупп контролируются гидом, и шансы на то, что турист купит что-то вне этих магазинов, минимальны.
Китайские турфирмы забирают 30% прибыли от той суммы, которую потратили поставленные ими группы. Еще 30% забирает непосредственно китайский гид. Оставшаяся сумма за вычетом издержек на аренду помещения, ЖКХ, зарплату русским продавцам и выплаты различным партнерам остается у китайского бизнесмена, который контролирует магазин. По сравнению с этим лакомым куском прочие траты китайскому турбизнесу уже не так интересны. Например, китайцы не контролируют продуктовые магазины и супермаркеты, куда туристов тоже возят и где они тоже оставляют деньги. Кроме того, китайские туристы падки на различные услуги, связанные с «индустрией греха». Стриптиз, «досуг», консумация, массажные салоны – этот сектор китайским бизнесом не контролируется или контролируется мало, но и для российского бюджета он в значительной степени находится в тени.
У китайских туроператоров есть по меньшей мере еще тысяча способов, как раскрутить соотечественников, путешествующих по России. В принципе, ничего нового – все это известно и российским акулам турбизнеса, просто их почему-то парализовало от напора конкурентов с Востока и наплыва китайцев в амплуа туристов вместо привычного образа гастарбайтеров.
Так что же делать? «Адаптировать отрасль под китайцев, - считает эксперт НИУ ВШЭ Наталия Белякова. - Главное - китайцам нравится в России, они хотят к нам ехать, у китайского туризма огромные перспективы, и он очень выгоден для нашей экономики».
Центр Карнеги единственным действенным способом улучшить ситуацию и сделать китайский турпоток более прибыльным для России считает отмену визового режима с Китаем. Только тогда китайские туристы будут свободны от турфирм и смогут приезжать самостоятельно и тратить деньги там, где считают нужным, а не там, куда их направляют гиды-соотечественники. Возможно. Но сначала россиянам как минимум надо научиться ставить тапочки в позицию «фен-шуй» и запретить в отелях цифру 4.
Да, неплохо бы еще избавиться от завышенных ожиданий относительно китайского туризма. Бюджетные потери от нефтедолларов он не заменит. Значит, надо пустить в работу локти, чтобы этот туризм приносил как можно больше выгод не чужому дяде, а внутри России.
Текст использованы материалы Московского центра Карнеги.