Свердловская прокуратура отменила своё решение о реабилитации эсэсовца

12 марта 2018, 21:33
Прокуратура Свердловской области отменила собственное решение о реабилитации эсэсовского военного преступника Германа Йозефа Бицингера, который ранее считался жертвой политических репрессий.

Решение отменено в феврале 2018 году спустя почти 26 лет после того, как в Екатеринбурге прокурорские работники реабилитировали около 400 солдат вермахта. Причиной отмены решения стало обращения в надзорный орган уральского историка Ивана Абатурова, указавшего на нарушения закона в реабилитации германского нациста.

"В справке о реабилитации Бицингера нет регистрационного номера и даты, указан только 1992 год. Возможно, прокуратура хотела вручить документ в торжественной обстановке, поставив дату и номер задним числом", - рассказывает Абатуров.

Такая практика действительно существует. Учитывая экономические реалии, в которых новая Россия находилась в 1992 году, многие чиновники из высшего руководства страны действительно могли рассматривать возможность подобных "подарков" ФРГ.

"Думаю, что это в большей степени политический вопрос. Тогда у нас с Германией шли переговоры по поводу вывода советских войск. Российские власти хотели получить от Германии побольше денег в качестве безвозмездной помощи, а также в качестве кредитов, компенсаций за вывод войск. Скорее всего, наши власти хотели Германии преподнести подарок, реабилитируя тех, кто пострадал при коммунистах. Эти справки были подготовлены, но по каким-то причинам, подарок не сделали", - рассказывает уральский историк.

Справка:

В деле указано, что во время Второй мировой войны Герман Бицингер служил обер-ефрейтором СС, принимал участие в массовых убийствах советских граждан. Тогда было уничтожено свыше 600 человек. Преступления совершались в Крыму в 1943 году, когда полуостров был оккупирован нацистской Германией.

Позже Бицингер попал в плен и попал в тюремное заключение по приговору военного трибунала войск МВД Уральского округа от 7 января 1949 года. Наказание отбывал в Свердловской области.

В 1991 году был принят закон РСФСР "о реабилитации жертв политических репрессий", действующий до сих пор. Бицингер был реабилитирован по нему в апреле 1992 года.

Иван Абатуров обратил внимание на тот факт, что прокуратура самостоятельно отменила решение суда в 1992 году. Юридически ни в советский период, ни в нынешней России прокуратура таких полномочий не имела и не имеет. Прокурор может только подать протест на решение суда. После чего вышестоящий суд пересматривает дело, принимая решение об удовлетворении протеста, либо неудовлетворении.

"Только за апрель 1992 года свердловская прокуратура реабилитировала 400 эсесовцев. Пересмотреть такое количество дел за столь короткий период надзорное ведомство не могло физически", - считает уральский историк.

По словам Абатурова, запрос он отправил в прокуратуру в декабре 2017 года, через два месяца пришёл ответ, где решение о реабилитации отменялось. Теперь ведомство намерено проверить остальные подобные дела, которых около 1100 только в Свердловской области, а по всей России – порядка 20 тысяч.

Отметим, что после распада СССР, в 1992-92-х годах в Екатеринбурге побывали сотни ветеранов Вермахта, часть из которых отбывали в Свердловской области сроки наказания. В советский период большинство из них не рискнули бы этого сделать. Зачем им было нужно посещать Екатеринбург?

Историк Иван Абатуров считает, что они просто хотели вспомнить молодость.

"Среди них не было плохих отзывов о советском Свердловске. С ними здесь хорошо обращались. Многие из них содержались в условиях, более комфортных, чем те, в которых жили многие советские граждане", - говорит историк.

Причина реабилитации не исчерпывается политическим фактором. У многих эсэсовцев были дети и внуки, которые не хотели относиться к потомкам военных преступников. Поэтому официальный документ о том, что умерший родственник является жертвой, а не уголовником, позволяла многим "подправить" собственную биографию.

В этом случае речь не идет о требовании компенсаций от России со стороны родственников эсэсовцев, хотя такие эпизоды были. Вопрос заключается именно в морали.

После отмены прокуратурой собственного решения пока никакой реакции от родных Бицингера не последовало.

"В конце войны многие преступники, в числе которых были и эсэсовцы, оказались в советском плену. В СССР была создана специальная комиссия, которая документировала на освобожденной территории все военные преступления. В лагерях для военнопленных была проведена большая проверочная работа по выявлению лиц, причастных к военным преступлениям", - говорит Абатуров.

Сначала выявленных преступников судили в рамках открытых показательных процесах. Так было осуждено более двух сотен эсэсовцев. Однако вскоре стало понятно, что такие процессы требуют больших финансовых вливаний и временных затрат. Поэтому в 1949 году суды проводили с отступлением от процессуальных норм. Защите стали отказывать в предоставлении времени на подготовку. Таким образом были осуждены около 20 тысяч человек, значительную часть из которых составляли эсэсовцы. Половина из этих осужденных отбывали сроки в лагерях Свердловской области.

Сразу после смерти советского вождя Иосифа Сталина в апреле 1953 года специальная комиссия пересмотрела приговоры иностранцам. Многие из них были признаны невиновными и позже отпущены. Там их никто не судил, ко многим даже относились с уважением.

Поэтому решение свердловской прокуратуры 1992 года лишь документально подтвердило факт признания эсэсовцев невиновными на их родине. Однако в России к этим людям относятся по -другому. Поэтому отмена прокуратурой собственного решения выглядит как акт признания ведомством собственной ошибки.

Лев Истомин

#Общество #Новости #Великая Отечественная война
Подпишитесь