Posted 9 марта 2018, 13:01
Published 9 марта 2018, 13:01
Modified 7 марта, 16:49
Updated 7 марта, 16:49
Смешно думать, что активность китайского бизнеса за рубежом может проистекать без участия руководящей роли Пекина. Японский бизнес стал глобальным благодаря направляющей и очень видимой руке Токио, то же самое было затем с южнокорейским, про США и т.д. и говорить нечего, поэтому китайцу здесь ничем не отличаются.
В прошлом году китайский бизнес сделал прямых инвестиций за рубежом на 120 млрд долларов. Прямые — это финансирование конкретных проектов, в то время как вложения в банки и фонды считаются отдельно. Такие суммы невозможно контролировать из каких-либо пекинских ведомств.
Поэтому в Пекине и подготовили документ, с которым познакомилось издание Коммерсант.
Как положено, документ довольно нудный. Он перечисляет: если вы хотите инвестировать в какие-то сети кинотеатров или инвестиционные фонды и тем более в средства массовой информации или производство вооружений за пределами Китая, вы должны получить для этого официальное разрешение. И дальше — сами. А вот по части, скажем, электроснабжения целых районов или городов за пределами Китая или телекоммуникаций — тут другой список и другой порядок: вы просто извещаете власти о таких сделках. И они вам даже помогут.
Первый список получил название "чувствительный". Второй — "поощряемый", они периодически обновляются — именно это и произошло. Строительство электростанций, или районов, или целых городов раньше, например, было чувствительным делом, теперь поощряется. А инвестировать, допустим, в иностранную недвижимость — не то чтобы запрещено, но Пекин это уже не интересует.
Списки "поощряемых" лишь показывают инвесторам (и всем нам) общую стратегию государства, его намерение поддерживать определенный тип проектов, стратегически выгодный этому государству.
Списки "поощряемых" лишь показывают инвесторам (и всем нам) общую стратегию государства, его намерение поддерживать определенный тип проектов, стратегически выгодный этому государству.
В уходящую эпоху китайский юань чаще всего покупал в других странах что-то готовое и эффектное, с именами. Желательно такое, чью продукцию давно бы уже покупали по всему миру богатые "новые китайцы". Из последних и относительно известных публике таких приобретений — швейцарская Bally (обувь) и японская Renown (одежда). Они теперь китайские, вместе со множеством прочих знаменитых и престижных брендов. В китайском бизнесе сложилась даже особая профессия — искать по миру плохо себя чувствующие великие имена и подбирать для них покупателей в своей стране.
Но теперь это все попадает в "чувствительный" список, поскольку уже пару лет как лицо зарубежного китайского бизнеса — это то, что мы видим сейчас в "поощряемом" списке.
Например, портовая и прочая инфраструктура, которые затем на уровне политики причисляются к стратегии "Пояс и путь".
Или например целый континент Африка, которая давно уже стала зоной, где Китай имеет большее влияние, чем прежние западные хозяева континента. Но Китай также активно развивает связи с Южной Америкой, в том числе помогая африканско-южноамериканской торговле. Порты связывают эти части света.
Поэтому в ближайшее время мы увидим массовый заход юаня в регионы, по старинке воспримнимаемые нами как нищие и не удельные, такие как Африка или Латинская Америка. К сожалению, и Россия находится в этом списке. Покупка ресурсов по обстоятельствам, главное инфраструктура и коммуникация.
Подробнее здесь.