Борис Альтшулер, Председатель Правления РОО «Право ребенка», Член Московской Хельсинкской группы, Член Рабочей группы по реализации права граждан на доступное жилье Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и Министерства строительства и ЖКХ РФ
Или иначе: что надо сделать, чтобы в стране с самыми большими в мире запасами природных богатств «стала былью» конституционная «сказка» о праве граждан России на жилище, на охрану здоровья, на достойную жизнь?
Конечно, можно только приветствовать, что все кандидаты в президенты, а также и неформальные «кандидаты», в своих программных документах на первое место ставят ликвидацию массовой бедности россиян (особенно остро ощущаемую миллионами семей с детьми) и вполне логично связывают решение этой задачи с созданием условий для экономического развития и преодолением коррупции. Жаль только, что дальше этих деклараций дело не идет, а хотелось бы услышать, например, с какими конкретными первоочередными законодательными инициативами, направленными на кардинальное улучшение ситуации, планирует выступить вновь избранный Президент России.
Главная задача правозащитника – помочь конкретному человеку, конкретной семье. А сели это не получается (как, например, оказалось невозможно помочь семьям с детьми, «законно» выселяемым на улицу из единственного жилья, или находящимся в недопустимых жилищных условиях, или в состоянии крайней бедности), то мы предлагаем системные реформы по преодолению этой «невозможности». Вот этими предложениями я и хочу поделиться – в слабой надежде, что, может быть, сегодня они будут услышаны.
Если совсем кратко о корнях проблемы, то: (1) невозможно преодолеть бедность в стране, где угнетено производство, где люди, родители не могут достойно зарабатывать; (2) производства нет и не может быть там, где монополизм и коррупция душат деловую инициативу и свободный конкурентный рынок, сбивающий цены, в том числе цены на самое-самое необходимое – продукты питания, жилье, лекарства; (3) а эти язвы – монополизм и коррупцию - невозможно излечить без наведения порядка в правоохранительных органах и судебной системе, которые сегодня во-многом являются «частью проблемы».
В новейшем Докладе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России от 31 октября 2017 года «О состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 год» говорится о поистине вселенском масштабе картельных ценовых сговоров с участием госорганов, поразивших до 89% ряда отраслей народного хозяйства, а также об основной причине, не позволяющей бороться с этой чумой. Цитирую: «Всеобщая картелизация российской экономики» (особые претензии ФАС к строительному и фармацевтическому комплексам); «специфической чертой антиконкурентных соглашений в России является участие в них государственных органов… со всеми признаками, присущими организованным преступным группам и преступным сообществам»; констатируется, что подследственная МВД России статья 178 УК РФ «Ограничение конкуренции» «практически не работает», что «органами внутренних дел в 2016 году выявлено всего 3 картеля и возбуждено 3 уголовных дела по ст. 178 УК РФ и ни одно из них не было направлено в суд.»; и предлагается «изменить подследственность дел по 178 УК РФ». Серьезность проблемы признается на высшем уровне. Об антикартельном поручении Президента Российской Федерации от 5 августа 2017 г., и как оно никем не исполняется см. в материале «ОПГ и ОПС с участием госорганов обрекают россиян на бездомность» - https://echo.msk.ru/blog/baltshuler/2158134-echo/. Здесь же о возможностях быстрого решения жилищной проблемы и о монополизме и коррупции как единственных тому препятствиях.
Между тем, в странах с рыночной экономикой вся мощь государства направлена именно на защиту рынка от монополий и картелей. Без такой государственной защиты свободный конкурентный рынок быстро прекращает свое существование – это азбучная экономическая истина. У нас, к сожалению, в течение всех 25 лет Новой России государство не выполняет этой важнейшей функции защиты конкуренции.
Итак, «Васька слушает да ест», а преодолеть бедность россиян, очевидно, невозможно без наведения порядка в правоохранительных органах. Что же делать?
Предлагается:
1. В целях принципиального усиления борьбы с картелями:
- законодательно расширить полномочия ФАС России, наделив ФАС правом осуществления оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в данной сфере;
- в статье 151 УПК РФ «Подследственность» установить, что дела по статье 178 УК РФ «Ограничение конкуренции» подследственны не только МВД России, но и ряду других правоохранительных органов.
2. В целях преодоления коррупции (включая получение «откатов» от участников картельных ценовых сговоров) в самих правоохранительных органах, каковых в Российской Федерации более десяти (прокуратура, МВД, СКР, ФСБ, Минюст, ФСО, ФСИН, МЧС…), и в судебной системе, следуя мировому опыту, предлагается (перечень мер заведомо неполный):
- законодательно установить право службы собственной безопасности (ССБ) каждого из правоохранительных органов на осуществление Целевой Профилактической Оперативно-Розыскной Деятельности (ЦП ОРД) в отношении сотрудников своего правоохранительного органа, а главное – в отношении сотрудников других правоохранительных органов. Этот межведомственный взаимоконтроль – основной механизм, обеспечивающий неизбежность выявления коррупционных деяний (взяточничество, крышевание бизнеса и т.п.) правоохранителей во многих странах;
- реализовать предложение бывшего Министра МВД РФ Р.Г. Нургалиева (декабря 2009 г.) подчинить ССБ МВД России исключительно центральному аппарату МВД, чтобы даже начальники ГУВД Москвы, других субъектов РФ не знали кто тут за ними следит. Применить этот принцип к ССБ всех правоохранительных органов;
- что касается обеспечения независимости судебной системы, то в дополнение к известным мерам, которые предлагают специалисты и политики, сошлюсь на опыт Германии, где законодательно установлено, что если, например, судье поступил звонок в попытке повлиять на решение суда (или, как это у нас чаще всего бывает, «надавил» председатель суда) и если судья не сообщил об этом куда следует в течение получаса, то результатом будет пожизненная дисквалификация судьи.
3. В целом в целях преодоления коррупции должностных лиц всех ветвей власти установить законом, что гражданин, поступающий на работу в правоохранительные органы, либо судьей, либо в органы государственной власти или местного самоуправления обязан дать подписку о добровольном согласии на частичное ограничение его права на «неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну» (статья 23 Конституции РФ), то есть на осуществление в отношении него указанной выше в п. 2 ЦП ОРД. При этом разглашение персональных данных, полученных при осуществлении ЦП ОРД, должно караться в уголовном порядке, как это и предусмотрено законодательством.
И в заключение скажу еще одну очевидность: для успешного преодоления бедности нужна не только экономическая, но и политическая конкуренция. Почему в Финляндии, вообще не имеющей природных ресурсов, один из самых высоких в мире уровней жизни? Потому что Финляндия – единственная провинция бывшей Российской Империи, которая успешно внедрила правовые реформы Императора Александра II – судебную, местного самоуправления и т.п. Поэтому там жесточайшая ответственность власти перед населением и заведомо невозможны те издевательства должностных лиц над людьми, какие у нас, к сожалению, являются буднями жизни.
8 марта 2018 г.