Пять заблуждений о "кровавой барыне" Дарье Салтыковой

4 марта 2018, 14:29
В 2018 году на экраны вышел 16-серийный сериал «Кровавая барыня», посвященный обросшей мифами и заблуждениями кровожадной помещице Дарье Салтыковой, в просторечии Салтычихе. В фильме правда перемешена с преданием и откровенным художественным вымыслом. Какой же была эта женщина на самом деле?

Согласно историческим данным, прежде чем заработать себе репутацию серийной убийцы и садистки, Салтыкова ни чем не отличалась от иных дворян своего времени. Она придерживалась светских норм приличия, была в меру набожной и верной женой. Что же фильме было правдой, а что художественным вымыслом?

Выйдя замуж, Дарья никогда не изменяла мужу и не была любовницей своего родственника по линии мужа — Сергея Салтыкова, первого фаворита Екатерины II и мифического отца будущего императора Павла I. Нет ни одного исторического свидетельства встречи и уж тем более любовной связи фаворита императрицы с «Салтычихой». А во время, когда он физически находился в Москве и имел теоретическую возможность сойтись с дальней родственницей, доподлинно известно, что он не расставался со своей женой Матрёной Балк, разбирается с ошибками в фильме портал Культурология.рф

Позже, в возрасте 26 лет, он получил высокое звание камергера при будущем государе Петре III и стал любовником недовольной своим замужеством Екатерины II, состоявшая с ним в страстных отношениях на протяжении двух лет. Отношения прекратились, после рождения наследника Павла I.

Именно поэтому между Екатериной II и Дарьей Салтыковой просто не могло быть «войны» на почве ревности, любви к одному мужчине и личной неприязни. Кроме того, о существовании «Салтычихи» Екатерина узнала лишь в 1762 году, когда удачливые крестьяне донесли до императрицы информацию о злодеяниях московской маньячки. Из этого следует, что приговор Салтыковой Екатерина II выносила исключительно из политических соображений и уж точно не по личной неприязни.

Ещ один «сериальный миф» - у Салтыковой якобы родился от Сергея сын. Из истории о помещице известно, что у неё было два ребёнка — Федор и Николай. Их отцом был законный супруг Дарьи — Глеб. После того, как отец умер, а мать взяли под стражу, парни проходили обучение в военном училище, а во время отдыха приезжали гостить к своим опекунам, коими являлись племянница по отцовской линии со своим супругом — Наталья Салтыкова и Алексеем Мельгуновым — а также сестра матери с мужем Иваном Тютчевым.

В двадцать шесть лет Салтычиха овдовела и получила в свое полное владение около шестисот крестьян в поместьях, расположенных в Московской, Вологодской и Костромской губерниях. За семь лет она погубила более четверти своих подопечных - 139 человек, в большинстве женщин и девочек! Большинство убийств были произведены в подмосковном селе Троицкое.

Кроме того в фильме выдумана семейная предыстория бешеного темперамента помещицы. Дарья в семье была далеко не единственным ребёнком. У родителей было ещё две дочери — старшие сестра Марфа и Аграфена. Она никогда не была обделена родительским вниманием, а до своего замужества жила под родительской крышей.

Поэтому винить "гены", как это сделано в фильме , неправильно. У её матери не было никаких психологических отклонений, которые якобы послужили поводом для того, чтобы заточить её в темнице женского монастыря. Безусловно, в биографии матери Дарьи значится монастырь, но туда она отправилась по личному желанию после смерти своего мужа, не забыв перед этим распределить наследство между дочерьми.

Совершенно точно установлено время начала Салтыковой убийств и истязаний своей дворни. Вплоть до смерти супруга в 1756 г. за Дарьей Николаевной никто не замечал особой склонности к рукоприкладству. Но примерно через полгода после смерти мужа, она стала всё чаще прибегать к такому странному способу вразумления своей прислуги, как избиение поленом. Дарья Николаевна хватала первую попавшуюся под руку чурку и начинала ею избивать людей. Постепенно тяжесть наносимых таким способом ран становилась сильнее, а сами побои - продолжительнее и изощрённее. Салтыкова стала использовать для мучительства горячие щипцы для завивки волос: ими она хватала провинившегося за уши. Очень полюбила Салтычиха "таскания за волосья", эта процедура сопровождалась ударами человека головой о стену и порой длилась по четверти часа. Многие забитые ею люди, по рассказам свидетелей, почти не имели волос на голове; Салтыкова научилась рвать волосы прядями (это довольно непросто и требует большой силы в пальцах).

Утомившись от побоев, крепостница поручала продолжить избиения своим "гайдукам". Её лакеи (читай - охранники) пороли провинившихся плетьми и палками. Обычно в избиениях участвовали двое или трое "гайдуков" и кучер Ермолай Ильин, позже донёсший на неё Императрице.

Основным поводом к наказанию было недобросовестность в мытье полов или стирке. Наказание начиналось с того, что она наносила провинившейся крестьянке удары попавшимся под руку предметом. Провинившуюся затем пороли конюхи и гайдуки, порой до смерти. Салтычиха могла обливать жертву кипятком или опалить ей волосы на голове. Жертв морили голодом и привязывали голыми на морозе.

В одном эпизоде досталось от Салтычихи и дворянину. Землемер Николай Тютчев — дед поэта Фёдора Тютчева — длительное время состоял с ней в любовных отношениях, но решил жениться на другой, за что Салтычиха чуть не убила его вместе с женой.

В те времена убийства крестьян помещиками были весьма частым явлением, в раcсматриваемый же период в сенате разбиралось несколько десятков дел с одной или несколькими жертвами-крепостными.

Но дело Салтыковой стало знаковым, рубежным делом, ознаменовавшим новую эпоху законности, где высокое положение не давало автоматически право на бесчинства. Перед законом все должны были быть равны.

От рук Салтыковой погибали не только женщины (хотя, преимущественно все-таки они!), но и мужчины, например, в ноябре 1759 г. в ходе растянувшейся почти на сутки пытки был убит молодой слуга Хрисанф Андреев, а в сентябре 1761 г. Салтыкова собственноручно забила мальчика Лукьяна Михеева.

Императрица осудила Салтыкову к лишению дворянского звания и пожизненному запрету именоваться родом отца или мужа, в том числе и в суде; отбыванию в течение часа особого "поносительного зрелища", в ходе которого Салтыковой надлежало простоять на эшафоте прикованной к столбу с надписью над головой "мучительница и душегубица"; к пожизненному заключению в подземной тюрьме без света и человеческого общения.

Интересно, что указом Екатерины от 12 июня 1768 года Салтычиху лишили не только всех прав и всего имущества, но и постановили впредь «именовать сие чудовище мущиною».

Известно, что Салтыкова была женщиной не очень развитой в интеллектуальном отношении. Она не умела писать и все документы, требовавшие её подписи, подписывал её старший сын. При этом, неграмотность отнюдь не препятствовала развитию в душе Салтыковой сильного религиозного чувства: она строго следила за соблюдением внешней православной обрядности, ездила на богомолья в московские монастыри и даже совершила довольно продолжительное паломничество в Киево-Печерскую лавру, рассказывает портал istorya.ru

Это была мрачная, неулыбчивая женщина, всегда пребывавшая в дурном расположении духа.

Можно считать, что предположение об эпилептоидной психопатии Салтыковой хорошо описывает отдельные черты её поведения, но отсутствие информации о детском периоде развития не позволяет однозначно утверждать, что такое предположение безусловно справедливо.

Салтыкова ни в коем случае не была сумасшедшей женщиной. Она полностью отдавала отчёт в преступности собственного поведения, это прекрасно видно из того упорства, с которым она отпиралась даже от самых очевидных улик и убедительных обвинений. Бесчеловечность Салтыковой не свидетельство умственной отсталости, а скорее дефект её воспитания. Горечь ситуации состоит в том, что в условиях крепостничества чёрствые, наглые, бессовестные люди получали право распоряжаться жизнями своих холопов просто в силу своего знатного происхождения.

#Новости #История России #Культура #Видео #Убийства
Подпишитесь