Появление в России особой железнодорожной колеи (1524 мм +- 4 мм) связано с тем, что самые первые железные дороги проектировались при участии американских инженеров, а точно такая же ширина колеи была распространена в XIX веке в южных штатах США: она укладывалась в местную меру длины - ровно 5 футов или 60 дюймов. В большинстве стран мира распространена колея в 1435 мм (хотя и в Европе есть страны со своей уникальной шириной колеи, например - Испания), на Сахалине же она, как и в Японии, даже еще более узкая - 1067 мм.
"С 1 июня по 31 августа на Сахалине будет полностью прекращено движение всех пассажирских и грузовых поездов, - сообщает sakhalin.info. - Это связано с выполнением работ по переустройству железнодорожной инфраструктуры, то есть перешивкой колеи железной дороги с 1067 мм на 1520 мм...
Закрытие продажи билетов на пассажирские поезда будет осуществлено за 60 дней (с 1 апреля). Открытие продажи будет возобновлено ориентировочно с 1 июля (за 60 дней до предполагаемого возобновления движения).
Сахалинским органам власти рекомендовано обратить внимание на эту информацию и организовать работу в соответствии с ней. Доставка грузов должна осуществляться альтернативными видами транспорта, сообщил министр транспорта Сахалинской области Сергей Садовников.
Отметим, что перешивка сахалинской колеи на общероссийский стандарт ведется много лет, но к полной остановке поездов это никогда не приводило. Учитывая, что летом на Сахалине активный строительный сезон, а грузы поступают на остров через южные порты — Корсаков и Холмск — можно ожидать серьезные проблемы... Трехмесячный простой поездов коснется каждого сахалинца — и простого дачника, пользующегося "электричкой", и бизнесмена, привозящего продукты питания или строительные материалы, а в итоге — конечного потребителя. Грузовые компании пытаются считать предполагаемые убытки... Помимо перешивки на участках дороги от Арсентьевки до Буюклы предстоит построить 32 новых моста и реконструировать ряд станций".
Работы по замене колеи на Сахалине действительно идут уже более 15 лет и раньше они шли в "щадящем" режиме: "чтобы сохранить возможность постоянно использовать пути, на дороге укладывается трёхниточная рельсошпальная решётка с расстоянием 1067 и 1520 мм от крайнего рельса до соответственно другого крайнего и среднего рельса, - описывал процесс сайт sakhalinmedia.ru. - По окончании перешивки средний рельс уберут и по железной дороге пойдут составы, которые можно будет отправлять на материк без теперешней замены тележек грузовых вагонов". Всё это время, за которое уже заменили половину колеи, движение по железным дорогам не прекращалось.