Корреспондент Би-би-си встретился с бывшим главой Московской антидопинговой лаборатории Григорием Родченковым в засекреченном месте. В рамках программы защиты свидетелей Родченкову нельзя разглашать место жительства. Ему нельзя показывать лицо из-за предполагаемой угрозы со стороны агентов Москвы.
Международный олимпийский комитет сегодня столкнулся с "важнейшим моментом в своей истории", говорит Родченков. Организации предстоит решить, смогут ли российские спортсмены выйти под национальным флагом на церемонии закрытия в воскресенье.
Разрешить им это сделать было бы "худшим решением" со стороны МОК, уверен Родченков.
В интервью Би-би-си Родченков заявил, что:
"МОК и Олимпийское движение - в серьезнейшем кризисе. Нам нужны реформы. Нужно сделать некоторые необходимые вещи, нужно больше финансирования. Существуют "неприкасаемые", которые в любой ситуации будут продолжать перевозить, продавать и использовать допинг. Такие случаи должны быть уголовно наказуемы", - говорит бывший глава Московской антидопинговой лаборатории.
Напомним, что, согласно показаниям спортсменов и спортивных функционеров, именно Родченков самолично привозил из заграницы допинг. И более того, собственноручно изготовлял "заряжающие" коктейли (коктейль "дюшес"). Поэтому, если и были в российском спорте неприкасаемые, то это сам Родченков. Уголовное преследование, как видим, ему грозит только в России, на Западе об этом не заикаются.
Как показал опыт Олимпиады в Пхенчхане, допинг в России это скорее вопрос небрежности, неаккуратности и легкомыслия спортсменов, не признающих ни командной дисциплины, ни мало-мальского самоконтроля.
Все два эпизода с допингом в Пхенчхане- это эпизоды немыслимого разгильдяйства и непрофессионализма, а никак не предательства, и уж тем более чье-то злой воли.
В интервью Би-би-си Родченков заявил, что о системе допинга в Сочи были осведомлен президент России Владимир Путин и занимавший тогда пост министра спорта Виталий Мутко.
Правительство России отрицает существование допинг-схемы, однако Родченков настаивает, что о ней было известно всем. "Мне одному делать это было бы невозможно", - говорит он.
"Безусловно, я выполнял приказы. Это была командная работа. Когда нужна была координация, подключалась ФСБ. [Мутко] знал абсолютно все, и он сообщал обо всем президенту. Я знаю, что он общался напрямую с Путиным. Он говорил мне об этом. Путин все отрицает. Обычная ситуация", - говорит Родченков.
Классический пример предателя. "Я не виноват, я только выполнял приказы".
Бывший российский чиновник добавляет, что у него в запасе еще много информации, которую он никому не разглашал, а его цель - оставить о себе память как о борце с допингом.
"Я доволен, что рассказал правду, которая была настолько невероятной, и за это меня запомнят навсегда", - говорит он.
"Мне жаль, я раскаиваюсь, и я продолжу сотрудничать [с ВАДА], чтобы многое сделать и оставить о себе хорошую память. У меня есть еще некоторая информация, которая нуждается в перекрестной проверке. Мы над этим работаем - есть наработки в очень серьезных направлениях", - говорит Родченков.