Posted 22 февраля 2018, 14:44
Published 22 февраля 2018, 14:44
Modified 7 марта, 16:58
Updated 7 марта, 16:58
Большинство людей считают, что для того чтобы измерить возраст собаки в человеческих годах, нужно просто умножить на семь. Но это не так. Этот вымысел бытует еще с XIII века. Откуда берутся такого рода убеждения, и почему они настолько живучи? Виной всему наш мозг, - сообщает научный сайт Fast Company
Почему мозг склонен принимать все на веру
Как правило, люди формируют свои убеждения случайным образом, они верят в то, о чем где-то услышали, хотя сами в этом и не разбирались.
Мы уверены, что представления о жизни формируются так:
На самом же деле это происходит так:
В 1991 году гарвардский психолог Дэниел Гилберт обобщил исследования по формированию убеждений: «Люди — доверчивые существа, которым очень легко поверить во что-то и очень трудно в этом усомниться. На самом деле вера формируется настолько легко и, возможно, настолько неизбежно, что это может быть скорее непроизвольным пониманием, чем рациональной оценкой».
Позже Гилберт и его коллеги продемонстрировали в серии экспериментов то, как по умолчанию мы считаем правдой то, что слышим или читаем. Участникам исследования давали прочесть несколько утверждений, касающихся прокурора или студента колледжа. Утверждения были размечены разными цветами, чтобы определить, что из них правда, а что — нет. Те, у кого время было ограничено или увеличена познавательная нагрузка за счет незначительных отвлекающих факторов, делали больше ошибок, когда их просили вспомнить, были ли утверждения истинными или ложными.
Но ошибки не были случайными. При любом виде затруднений участники предполагали, что все утверждения верны, независимо от их маркировки.
Люди любят эффективность, а не точность
Формирование убеждений опирается на эволюционное стремление к эффективности, а не к точности. Формирование абстрактных представлений (т.е. убеждений, находящихся вне нашего непосредственного опыта, передаваемых посредством языка), вероятно, относится к тем немногим вещам, что уникальны для человека, и это делает его относительно новым явлением с точки зрения эволюции.
До появления языка наши предки могли формировать новые убеждения только с помощью своих непосредственных ощущений от окружающего мира. Если получать убеждения напрямую из сенсорного опыта, разумно предположить, что наши чувства не лгут. Видеть, в конце концов, значит верить. На деле, если остановиться и задаться вопросом, что именно вы видите или слышите, можно угодить в лапы хищному зверю. Для наших предков лучше было чувствовать себя в безопасности, чем сомневаться, означает ли шелест в траве, что там спрятался лев — или нет.
В результате мы не проявляли особого скепсиса по поводу своих убеждений, выведенных из непосредственных переживаний, особенно когда на кону стояла жизнь. По мере развития сложного языка люди получили способность строить свои убеждения по поводу событий, в которых на самом деле они не участвовали сами, – и склонность верить им так же сильно.
Мозг не корректирует ложные убеждения, но мы на это все же способны
И все же: большинство людей не используют ложный подсчет собачьего возраста при принятии каких-то медицинских решений в отношении своих питомцев, а ветеринары и так в курсе вещей. Большая опасность заключается в том, что мы не корректируем свои представления с учетом новой информации, – хотя мы и знаем о собаках больше, чем наши средневековые предки. К сожалению, мы по-прежнему строим свои убеждения, не проверяя большинство из них, и придерживаемся их даже после получения четкой корректирующей информации.
В 1994 году исследователи Холлин Джонсон и Коллин Зейферт попросили участников исследования прочитать сообщения о пожаре на складе. В некоторых сообщениях упоминалось, что пожар начался около шкафа, где хранились банки с краской и газовые баллоны под давлением, что побуждало участников установить взаимосвязь. Когда же через некоторое время участники получили исправленную информацию, которая гласила, что шкаф был пуст, они все равно продолжали говорить о токсичных парах горящей краски и указывать на небрежность при хранении легковоспламеняющихся предметов. Оказывается, поиск истины – то есть желание узнать правду, независимо от того, совпадает ли она с нашими текущими убеждениями, – фактически противоречит тому, как наш мозг обрабатывает информацию.
Именно поэтому и следует помогать своему мозгу, и когда вам придется с кем-то спорить о том, что вы считаете истинным, остановитесь и спросите себя, как вы пришли к такому выводу. Иногда все, что требуется, это немного скептицизма по отношению к собственным убеждениям — и тогда вы сможете изменить свое мнение.