"Наиболее яркое, в прямом и переносном смысле, событие уходящей Масленицы, конечно, - сожжение арт-объекта в Никола-Ленивце, - пишет телеграм-канал Номенклатура. - Общественность возмутило, что эти куски соломы были похожи на костел. И здесь необходимо прояснить пару вещей.
Первое, кого именно возмутило сожжение костела и каким образом? Как ни парадоксально, в первую очередь возмутились именно те, кто часто предлагает смеяться над культурой славянской. Это лицемерие лишь выставляет во многом уважаемых людей совершенными невеждами...
Второе. Никто не разобрался ни в смысле перфоманса, ни в антураже, ни в отсылке. На арт-площадке в Калужской области принято сжигать свои поделки. Это дань американскому фестивалю Burning Man, детищу той культуры, которую либералы кинулись защищать. Сам перфоманс не был новаторским и придуман был не в Калуге. "Пламенеющая готика" или Flamboyant - не первая попытка обыграть буквальность позднеготического архитектурного стиля. А всего-то стоило просто поискать. Вот что бывает, когда наша культура вдруг выступает с теми же инструментами, что и западная. Все обижаются".
"В Масленницу сжигается чучело, олицетворяющее силы зла. Можно сказать негативную карму предыдущего цикла. Если на этом месте вдруг оказывается готический собор, то у меня тоже возникает когнитивный диссонанс", - пишет Ирина Зоммер.
"Николай Полисский снова сделал в Никола-Ленивце что-то потрясающее, - отмечает Анна Федорова. - Тридцатиметровый костер в виде готического собора, буквальное воплощение идеи "пламенеющей готики"! И что вы думаете? Уже скачут оскорбленные чувствами и требуют прокурорских проверок. Лучший комментарий такой: "Что, побоялись жечь православный храм?!"А там на Масленицу каждый год что-то огромное сжигают. Когда пирамиду сжигали, никто не парился. Ладно я понимаю, когда профессиональные оскорбленные вроде Милонова ловят свой хайп. Но куча обычных людей зачем-то повелись и полыхают ненавистью.Впрочем, современное искусство и должно вызывать у людей сильные эмоции. Все правильно".
"С воем и гиканьем набросились на великолепную соломенную инсталляцию Коли Полисского, сожжённую им на традиционном фестивале в Николо-Ленивце, - пишет художник Дмитрий Врубель. - Целая симфония ненависти к современному искусству, объединяющая непримиримых политических противников, основанная как всегда на серости, на незнании и на нежелании знать".
"Получил в свой адрес ряд комментариев, в том числе от лиц духовенства, со словами о том, что в Никола-Ленивце произошло кощунственное действие, - пишет создатель арт-парка "Никола-Ленивец" Николай Полисский. - Считаю, что это какая-то ошибка. Я решил, чтобы избежать дальнейшее разжигание конфликта, мне нужно максимально подробно ответить на эти обвинения.
Наш фестиваль и мое творчество известно тем, что решает проблемы архитектуры, искусства и с этой территории я не собирался и не собираюсь в будущем выходить. Вопросы политики, религии, национальностей и всякого рода разжигание конфликтов или оскорбления искренних чувств табуированы для деятельности художников в нашем парке.
На Масленицу 2018 мы решили использовать архитектурный стиль "Пламенеющая готика" для создание огненной скульптуры. Этот стиль был использован не только в создании готических культовых сооружение, но и в архитектуре светских зданий: замков, университетов, судов. Ничего культового в моем арт-объекте не было, естественно отсутствовали кресты, алтарь и любая религиозная символика. Это не копия какого-либо существующего культового сооружения и не имитация храма. Это просто костёр, который выстроен в стиле готического здания.
Ни одного культового символа в моей работе не было и не могло быть.
К сожалению, стоит нескольким людям разжечь в интернете дискуссию на болезненную тему, как уже никто не хочет разбираться и слушать друг друга. Шквал едких интернет-комментаторов обрушивается на художника и священнослужителей, заставляя их комментировать то, чего не было.
Обращаюсь ко всем для кого моя работа показалась оскорбительной. В моих помыслах никогда не было идеи создать и собственноручно сжечь христианский или другой храм. В моих произведениях люди часто находят то, что я в них не закладывал, это нормально, но обвинять меня в сожжении храма это чересчур.
Я готов и надеюсь на диалог с представителями католической или православной церквей. Если, разобравшись в деталях, они обнаружат что-то кощунственное в адрес веры, я готов использовать все свои возможности для того, чтобы предать этот проект забвению насколько это возможно в современном мире. Как я уже говорил, для меня разжигание розни или оскорбление веры являются запретной и недопустимой темой для творчества.
В нашей Масленице не было заложено ничего кощунственного, если кто-то неправильно меня понял, я прошу прощения, но эта обида нанесена невольно. Я не собирался никого оскорблять. Сегодня, прощеное воскресение и я прошу у всех православных и не православных христиан простить меня Христа ради".
"Скажите, уважаемый архитектор, а макет, напоминающий мечеть вместо макета готики сжечь, просто случайно, в голову не пришло? Или, все таки, чувствовали, где-то там в глубине вашей крупной и известной творческой души, что за это придется ответить, а, вот, католическое меньшинство вполне бесправно в сегодняшней России, да и ненавидеть Запад с его католицизмом вполне в тренде. А?" - спрашивает Эмма Никитина.
"А что же не взяли за основу стиль а-ля храма Василия Блаженного (уникальный образ и пестрый) или Кремля любого... почему "пламенеющая готика"? Столь далёкая от ваших реалий?" - спрашивает Лана Крель.
"Готика это стиль. Он не религиозный, не канонический. Мечеть это религиозная функция, мы религией не занимаемся. Спасибо, что пытались понять", - отвечает Николай Полисский.
"Похоже, в очередной раз создают прецедент там , где его нет", - пишет телеграм-канал Закулиска.
"Офигенная акция в итоге получилась с этой "Пламенеющей готикой", - пишет Аркадий Бабченко. - Чувак построил из хвороста макет костела и сжег его на масленицу. Сначала его начали закатывать в асфальт за то, что был выбран именно макет костела. Мол, православные сжигают католические символы.
Никакой религиозной подоплеки там не было и в помине, ни против католицизма, ни за католицизм - арт-перформанс в чистом виде.Потому как "Пламенеющая готика" (фр. Flamboyant) - это вообще банально название этого архитектурного стиля... Да и вообще, как по мне любой человек имеет право построить на свой персональный бёрнинг-мен что угодно и затем сжечь. А то эти скрепы уже достали. Да и просто красиво получилось. Готичненько так. Но. Тут проснулось и православие! В РПЦ назвали недопустимым сожжение "храма" на Масленицу в "Никола-Ленивце"...
Скрепы, скрепы, кругом скрепы. В итоге чуваку теперь прилетает с двух сторон. И от православных и от контр-православных. Ждем, когда подключится Польша. Для полного биг-барабума. О, сдается мне, это будет славная охота...Мораль. Живя в Мордоре, ты можешь сколько угодно увещевать себя тем, что ты занимаешься чистым искусством, не хочешь во все это лезть и вообще я художник, я вне политики. А потом политика приходит к тебе сама. И в один прекрасный день ты просыпаешься, а тебя бьют ногами уже со всех сторон...
Предвосхищая. Ни мечеть, ни церковь, ни пагода, ни языческие святилища, ни тотемы индейских племен, ни какие либо иные религиозные сооружения не имеют никакого отношения к стилю "Пламенеющая готика". В котором и есть вся суть. Так что комментарии в стиле "лучше бы он сжег ..." - в этом случае бессмысленны".
"Разрешать бить баб и детей не экстремизм, - комментирует телеграм-канал Мышь в овощном. - Мыть мозги не экстремизм. Мрот не экстремизм. Ночные очереди на запись в школу не экстремизм. А из веников фигню готическую сожгли на языческий праздник экстремизм. Да?"