Учитель из поселка Кромы Орловской области Александр Бывшев заслужил звание «поэта-экстремиста» в 2014 году, когда написал стихотворение в поддержку Украины и стал фигурантом первого уголовного дела по 282 статье УК РФ (разжигание межнациональной розни). Был осужден на 300 часов обязательных работ, получил пожизненный запрет на профессию, остался без средств к существованию - его банковские карточки и счета престарелых родителей заморожены. Два последующих уголовных дела «за экстремизм» возбуждены автоматически – просто за публикацию еще двух стихотворений в интернете о событиях на Украине столетней давности и за полемические вирши с покойным поэтом Бродским, где так же упоминается соседняя страна.
Четырехлетнее преследование сельского учителя за собственное мнение, выраженное в паре рифмованных строк, подталкивает к однозначному выводу: писать стихи в России становится занятием уголовно наказуемым. В таком духе высказались всемирно известные писатели (в их числе Владимир Войнович и Людмила Улицкая), дважды обращавшиеся к российским властям с просьбой прекратить травлю человека, не представляющего угрозы для государственной безопасности. Безрезультатно.
Международный комитет имени А.Д. Сахарова наградил опального поэта Александра Бывшева Орденом “За мужество”. Символично, что «награда нашла героя» в разгар судебных слушаний в районном суде по одному из уголовных дел против Бывшева и послужила, что называется, «отягчающим обстоятельством». Суд принял решение дальнейшие заседания проводить в закрытом режим, без присутствия прессы и правозащитников, а также ограничить общение подсудимого с интернет-аудиторией. Для пущей острастки против Бывшева завели четвертое уголовное дело по статье 294 УК РФ - за интервью и комментарии по поводу нынешнего судебного процесса. Государственный обвинитель считает, что подробная информация оказывает воздействие на свидетелей и негативно влияет на расследование. Как только что сообщили орловские правозащитники, у Александра Бывшева прошел новый обыск по новому делу. Изъят компьютер и, соответственно, он лишен возможности доступа в интернет от слова "совсем". Друзья пишут: « Если у кого-то есть старый компьютер, который не жалко отдать, - отдайте. Можете отвезти сами, можете связаться с правозащитниками».
Видимо, по чистой случайности, еще и Фейсбук на месяц заблокировал его аккаунт. Через месяц, тоже по чистой случайности, ожидается и вынесение приговора. А сейчас в суде происходит самое интересное – допрос свидетелей обвинения. В их числе – директор школы, где 20 лет преподавал иностранные языки Александр Бывшев, коллеги, бывшие ученики и односельчане, чьи патриотические чувства в свое время пострадали от стихов Александра Михайловича и обернулись доносом на него в правоохранительные органы. Сегодня свидетели обвинения испытывают коллективную амнезию – стихов не читали, его высказываний не помнят, но, разумеется, осуждают и требуют «справедливого возмездия». Ключевые свидетели - сотрудники УФСБ по Орловской области Поздняков, Савилов, Чувалдин, стоявшие у истоков уголовных дел против Бывшева, в суд не явились и, по информации «органов», до 30 марта находятся в командировке за пределами Орловской области. По мнению орловского правозащитника Дмитрия Краюхина, сторона обвинения панически боится, что весь непрофессионализм следственных органов, откровенные ляпы и нестыковки в ходе так называемого "процесса" станут достоянием гласности и получат широкий общественный резонанс.
Нестыковок предостаточно и на более высоком уровне, чем Орловская область. Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению жалобу Александра Бывшева и запросил у Российской федерации подробности по его первому уголовному делу. Ответ из РФ получен, копия вручена заявителю. Вот что он сообщил «Новым Известиям»:
«На днях я получил на руки 28-страничный ответ руководства России Страсбургскому суду по поводу моего первого уголовного дела. Читая этот, с позволения сказать, "документ", у меня сложилось впечатление, что его сочиняли люди, не приходя в сознание, или с большого похмелья. Иначе трудно объяснить, как могут рядом уживаться такие взаимоисключающие формулировки. Например, на 26-й странице в связи с арестом финансовых сбережений А.М.Бывшева говорится, что нет "никаких доказательств заморозки его средств на банковских счетах", а уже в следующей фразе написано, что заморозка его средств "была осуществлена в интересах общества."
Далее в ответе Правительства РФ утверждается буквально следующее (цитирую полностью): "Российские власти отмечают, что арест на банковские счета Бывшева А.М. был наложен в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма." О как! Или ещё пример. В "Замечаниях властей Российской Федерации" говорится о том, что Бывшев со своим адвокатом не воспользовались возможностью проведения независимой экспертизы "спорного стихотворения", а уже через несколько абзацев признаётся, что в этом ходатайстве им было кромским судом отказано.
По-моему, в медицине это называется шизофренией и полным маразмом. И подобных откровенных ляпов и нестыковок в данном "документе" полно. Главная его мысль проста: Бывшев был осуждён правильно, а все мероприятия по нейтрализации его преступной деятельности были осуществлены в интересах "обеспечения общественной безопасности."
То есть, по мнению руководства России, если бы меня своевременно не выгнали из школы, не объявили национал-предателем, внеся в список действующих экстремистов и террористов России, и не заблокировали все мои и моих родителей банковские счета, то ещё неизвестно, устояли бы основы конституционного строя Российской Федерации. Но особенно меня восхитили слова заместителя Министра юстиции РФ о том, что моё обращение в ЕСПЧ является "злоупотребление правом."
С уважением и наилучшими пожеланиями, Александр Бывшев, Орловская область, пос. Кромы, поэт-рецидивист, фигурант 4-х уголовных дел за стихи».