"Штаты плавно отжимают всё, что могут, - пишет в своём блоге экономист Андрей Нальгин. - А могут они, надо признать, многое. Потому что действуют от главного. От экономики. Прямо на наших глазах, поступательно, шаг за шагом, американские нефтепромышленники изменяют баланс сил на мировом рынке нефти в свою пользу.
Сначала США резко нарастили собственную добычу, превратившись в одного из крупнейших производителей чёрного золота. Как показали свежие данные Управления энергетической информации (EIA), Штаты в настоящий момент опережают Саудовскую Аравию по объёму добычи нефти, а к концу года вполне могут отобрать статус лидера у России.
Затем они существенно сократили и серьёзно реструктурировали импорт, лишив страны-члены Организации стран-нефтеэкспортёров (ОПЕК) заметной доли рынка сбыта. Если 10 лет назад Америка импортировала более 10 млн баррелей в сутки, то теперь - уже меньше 8 млн. И основной поставщик для неё нынче - Канада, на которую приходится свыше 40%.
А сейчас – после снятия запрета на экспорт в декабре 2015 года – американцы активно наращивают поставки за рубеж, в том числе в Азию, ударяя по позициям картеля в ключевом для него регионе. Да и не только ОПЕК приходится потесниться.
Всё дело в том, что американский нефтяной экспорт в Китай резко вырос. По данным системы слежения за судами в терминале Thomson Reuters Eikon, поставки нефти из США в Китай выросли буквально с нуля до рекордных 400 тыс. баррелей в сутки в январе, что в денежном эквиваленте равно примерно 1 млрд долл. Это примерно 10% от месячной выручки картеля, но лиха беда начало. Россия, кстати сказать, экспортирует в КНР 1,2 млн баррелей в сутки. Так что совсем уж ничтожными американские поставки не назовёшь. И Китай, стратегический партнёр России, приветствует их рост, давая зелёный свет проникновению американцев на российскую поляну.
Есть и ещё один немаловажный аспект. Что в первую очередь делает закупки нефти из США для Китая привлекательными, так это цена. Сланцевый бум привёл к тому, что американское сырьё стоит дешевле сортов из других регионов. Сейчас фьючерсные контракты на североамериканский маркер WTI торгуются у отметки 59,40 долл. за баррель, уступая в цене около 4 долл. североморской смеси Brent, с привязкой к которой идёт на рынке практически вся остальная нефть. Кроме того, последствия американской нефтяной экспансии могут оказаться куда значительнее, чем просто изменение глобальных торговых потоков сырья. В перспективе это может привести к изменению механизма ценообразования нефти.
Дело в том, что большинство производителей ОПЕК и Россия продают нефть по долгосрочным контрактам. Американские же добытчики, напротив, экспортируют свою продукцию, основываясь на ставках фрахта и текущем ценовом спреде между эталоном WTI и другими сортами. В результате торги контрактами на американскую нефть в последнее время значительно превосходят по объёму торги фьючерсами на Brent или азиатский бенчмарк Dubai. И для таких крупных игроков, как ОПЕК и Россия, которые в 2016 году объединили усилия для борьбы с переизбытком предложения, возрастание роли США в глобальном экспорте грозит потерей большой доли выручки. Сверх того, изменение механизма ценообразования может поставить под вопрос окупаемость российских нефтяных проектов в Сибири. В общем, тут та самая ситуация, когда повернуть вспять уже ничего невозможно".
"Всего за год поставки нефти из США в Китай выросли в 10 раз", - отмечает "Независимая газета".