Газета "Русские Ведомости" (№17 от 26 января (8 февраля) 1918 года) публикует статью экономиста, эксперта по зерновому рынку и статистика Временного правительства Леонида Юровского, в которой он объясняет причины устойчивости режима большевиков. В 1921 году Юровский примет участие в подготовке советской денежной реформы, затем станет преподавать в высших учебных заведениях и служить в Наркомфине. Он будет репрессирован и расстрелян в 1938 году как "враг народа".
Крайний срок
Власть народных комиссаров оказалась более длительной, чем многие полагали два с половиной месяца назад. Почему? Такой вопрос имеет не только историческое значение. Его необходимо поставить, чтобы дать себе отчет в том, сколько времени может еще продолжаться наш нынешний развал.
Власть большевиков - захватного происхождения. Методом подготовки этого захвата были демагогия и политический обман, методом осуществления новой власти является вооруженное насилие, и в нем - в насилии, а не в воле большинства населения, находится сила большевиков. Но все эти обстоятельства не должны заслонять от нас того факта, что с властвованием большевиков связаны интересы значительных групп населения. Пусть это - интересы лишь сегодняшнего дня или плохо понятые выгоды невежественных людей, или даже чисто грабительские интересы тех темных лиц, которые сознают себя в настоящее время безответственными за все свои преступления...
Большевики не дали России обещанного мира: с фон Кюльманом даже Бронштейн (он же Троцкий, - прим.ред.) пока был не в состоянии заключить мирный договор. Это обстоятельство несколько ослабляет позицию большевиков; но зато большевики распускают уже армию и этим укрепляют свое положение. Дезертирство перестало быть преступлением, - и, что еще важнее, - оно облечено было в более или менее правовые формы. В порядке разрешения отпусков и увольнения отдельных возрастов распоряжением прапорщика Крыленко армия сокращена была в несколько раз. Интересы уволенных солдат связаны определенным образом с большевизмом. Солдаты могут со временем забыть об этой связи, но сейчас они еще помнят о ней.
Большевики не дали народу и земли. Не дали - потому что крестьяне и сами захватили все то, что лежало близко. Они не имеют никакого основания видеть в аннексированных помещичьих землях дар Троцкого и Ленина, а не "своего селянского министра". Отсюда - относительная слабость большевиков в деревне. Однако, большевики гарантируют в большей мере, чем какая-либо иная власть, полную безнаказанность за все совершенные преступления и все произведенные погромы, и посему интересы недавно поживившихся связаны с правительством народных комиссаров.
Наконец, в городах власть большевиков поддерживает значительнейшая часть промышленного пролетариата, которому обещан полностью социалистический строй. Покуда у владельцев предприятий имеются текущие счета, они послужат источников вознаграждения рабочих. Параллельно будет набираться красная гвардия или вербоваться социалистическая армия, и никто не помешает большевикам кормить несколько сот тысяч или даже миллионы безработных за счет печатания бумажных денег в течение довольно продолжительного срока...
Л.Юровский