Об этом сообщает газета "Русские Ведомости" (№10 от 18(31) января 1918 года):
Новые декреты
В комиссариате по делам юстиции разработаны новые декреты об отделении церкви от государства и о свободе совести.
К секвестру Александро-Невской лавры
Сегодня к настоятелю Александро-Невской лавры епископу Прокопию явились большевистские комиссары и предложили немедленно приступить к сдаче лаврского имущества. Епископ Прокопий категорически отклонил это требование, заявив, что он может сдать лаврское имущество только лицам,законно назначенным церковными властями, но не светскими властями. В ответ на это комиссары заявили, что они обойдутся и без участия епископа Прокопия.
Сегодня под председательством митрополита Вениамина состоялось пленарное заседание епископского совета и братств приходских советов в составе духовных лиц и мирян по поводу реквизиции советом народных комиссаров Александро-Невской лавры со всеми её ценностями и капиталами. После ряда негодующих речей была принята резолюция, в которой в этом самочинном вторжении советской власти во внутреннюю жизнь православной церкви усматривается начало открытого гонения на православную власть и церковь. Собрание требует от имени всего православного народа отмены всех декретов и распоряжений, нарушающих каноны и имущественные права православной церкви.
Решено всеми мерами противиться реквизиции лавры. В знак протеста решено 21 января, в воскресенье, устроить церковный ход от всех церквей в Александро-Невскую лавру, на площади которой будет совершено молебствие. Затем все церковные ходы отправятся в Казанский собор. Во всех церквях будет прочитан протест против действий совета народных комиссаров. Решено также обратиться к патриарху Тихону с просьбой, поднять жезл в защиту гонимой православной церкви. Мирополит петроградский Вениамин решил не покидать лавры ни в коем случае.
***
В дальнейшем 19 января (2 февраля) 1918 года Прокопий и Вениамин и весь Духовный собор лавры были арестованы, но и попытка красногвардейцев занять лавру и получить ключи от кладовых, чтобы превратить лавру в лазарет для раненых, не удалась. В результате привлечения набатным звоном множества верующих красногвардейцы были вынуждены на время отступить и освободить священников. Вскоре Прокопий будет переведен на Украину, станет викарием Одесской епархии и епископом Николаевским.
Большевики арестуют его в 1923 году - вновь за отказ выдать церковные ценности и сотрудничество с Деникиным. В дальнейшем его будут неоднократно арестовывать и выпускать, содержать в тюрьме на Соловках, отправлять в ссылку в Сибирь и Казахстан. В 1937 году Прокопий был расстрелян по обвинению в контрреволюционной монархической агитации и организации нелегальной молельни. Митрополит Вениамин (Казанский) был расстрелян еще в 1923 году по обвинению в воспрепятствовании изъятию церковных ценностей.