Инициаторами Конгресса, ставшего очередным звеном Астанинского формата переговоров по урегулированию конфликта в арабской республике, выступили Россия, Турция и Иран.
На Форум собрались 1400 представителей официальных сирийских властей, отдельных течений вооруженной оппозиции, некоторых курдских организаций, а также спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура, глава российского МИД Сергей Лавров и наблюдатели от США, Великобритании, Франции.
Главным итогом форума стали начало процесса конституционной реформы в стране и переговоры представителей официального Дамаска и оппозиции.
Эксперты признались, что значимого прорыва в урегулировании конфликта добиться не удалось.
Глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев выразил уверенность, что мероприятие стало важным шагом вперед на пути консолидации различных политических сил, чтобы начать переход ко второму этапуи– реформированию конституции.
Востоковед Марианна Беленькая указывает, что в ходе Конгресса были отобраны возможные кандидаты в будущую комиссию по конституционной реформе.
«150 человек. И достигнута договоренность о пропорции, которая будет соблюдаться в этом комитете: 100 от режима и внутренней оппозиции и 50 – от внешней оппозиции. Понятно, что это еще неидеальная конструкция, что есть те, кто не присоединился к участию в Сочи. Но это не значит, что перед ними закрыты двери для вступления в будущую комиссию для внесения своих предложений и идей. Они могут присоединиться при сохранении того баланса, о котором договорились в Сочи», - уточнила она.
Ведущий эксперт Центра политтехнологий Алексей Макаркин отметил в эфире НСН, что форум оказался не столь представительным, как задумывалось организаторами.
"Одна из сторон сирийского конфликта просто не появилась. Это вооруженная арабская оппозиция. Курды не были допущены: большинство их организаций заветировал Эрдоган, которого совершенно не привлекает перспектива того, чтобы они получили какой-то статус.
В результате всего этого кто остался? Остались сторонники Асада и осталась сирийская интеллигенция, левая, либеральная, которая не очень любит Асада, но которая еще больше боится вооруженных радикальных исламистов. Поэтому они готовы договариваться с Асадом.
Проблема в том, что за этими интеллигентами нет армии, нет вооруженной силы. Если же говорить о тех людях, которые вооружены, которые контролируют значительную территорию страны, - курды на севере и востоке, есть так называемая Сирийская свободная армия, которую поддерживает и финансирует Эрдоган, есть вооруженная оппозиция на юге страны – вот они не были представлены на этом Конгрессе», - перечислил политолог.
Ранее директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семён Багдасаров в эфире НСН назвал сочинский Конгресс «показухой». Учитывая диаметральность позиций принявших в нем участие политических сил, не говоря уж о тех, кто по каким-либо причинам предпочел его проигнорировать, трудно не согласиться с такой оценкой.