В этом павильоне разместилась панорама, посвящённая другому событию - прорыву блокады Ленинграда, который состоялся 18 января 1943 года в ходе наступления советских войск под кодовым названием "Операция Искра". Панорама в мельчайших подробностях воспроизводит всю обстановку произошедшей тогда битвы: от костюмов и снаряжения бойцов до общих пейзажей и орудий.
Идея создания необычной трёхмерной панорамы принадлежит т.н. "поисковикам", которые до сих пор находят в этих местах останки сотен безымянных бойцов. Вот они и решили воспроизвести передний край «Невского пятачка». Руководил этой работой командир поискового отряда «Шлиссельбург» и творческого объединения "Невский баталист" Дмитрий Поштаренко.
Уникальность её состоит в том, что посетитель находится не на отдельной смотровой площадке (как это делается за рубежом) и не на балконе (как в панораме Бородинского сражения в Москве), а должен пробираться узкой дорожкой между оврагов, заглядывать внутрь блиндажей и окопов, видеть оставшиеся в земле от боёв 1941 года тела красноармейцев и ящики с патронами. Здесь – танки в натуральную величину и пикирующие сверху самолёты, взрывы на воде и валяющиеся на берегу разбитые лодки. Это – застывшая секунда боя. Здесь можно реально погрузиться в атмосферу сражения.
Как объяснил Дмитрий Поштаренко, бой был 13 января 1943 года. Наступает 131-й стрелковый полк 45-й гвардейской дивизии. Действие происходит на участке, где в настоящее время с одной стороны находится памятник у деревни Арбузово, а с другой стороны – рубежный камень Невского «пятачка».
Практически все экспонаты подлинные, - оружие боевое, времен войны, танк – в натуральную величину. Только самолет – уменьшенный макет, вес настоящего не выдержали бы перекрытия.
Панорама крупнейшая в мире по масштабу (почти 600 квадратных метров) и по количеству экспонатов, – два танка, самолет, сотни автоматов, винтовок, гранат.
Каждая из 31-й фигур имеет портретное сходство с прототипом , - реальным солдатом или офицером, принимавшим участие в тех боях.
Например, на фотографии - кинолог Маргарита Меньшагина,чьи собаки активно участвовали в операции «Искра». Их упряжки подвозили к передовой боеприпасы, а назад вывозили раненых ( современные предметы видны потому, что съёмка производилось до открытия выставки, в период подготовки ).
.
История "Девичьей команды", как потом стали называть девушек из 34 отдельного батальона с собаками-миноискателями, занимает центральное место в экспозиции, - сказали создатели панорамы.
Дело в том, что изначально этих собак готовили как истребителей танков, но к началу 1943 года командование распорядилось отказаться от использования в боях четвероногих подрывников, потому что гитлеровцы утратили преимущество в количестве боевых машин, а количество танков в Красной армии значительно возросло. И, следовательно, возрос риск того, что во время танкового сражения собаки по ошибке атакуют нашу боевую машину.
Однако, все военные историки сходятся в том, что в начале войны противотанковые "собачьи батальоны" сыграли важную роль в обороне Москвы и Ленинграда. В чём заключалась их последняя служба человеку можно узнать из следующего стихотворения М. Борисовой :
Тот бой тяжёлый в памяти остался…
Он не забыл историю о том…,
Как с ними рядом с танками сражался,
Четырёхлапый, храбрый батальон!
— Полуголодные, худющие дворняги,
Глазами умными — всё вглядывались в нас.
А мы на них скорей гранаты надевали,
Им командир уже смертельный дал приказ!
Собакам мы должны быть благодарны!
За то, что были рядом в те года,
Их дружба и шальная солидарность,
Пусть остаются с нами навсегда!
Как мало вы дворняги воевали,
Подбитый танк — и нет в помине вас.
И мы, глотая слёзы, вспоминали,
Собак, что жизни отдали за нас!
Мне трудно говорить о наболевшем,
Я видел этот ужас не во сне!
Э…х! Знали б Вы, что значит танк сгоревший!
Ведь это не прошедший танк к Москве!
Я видел, как собаки воевали,
Я не забуду это никогда!
И дай-то Бог, чтоб люди осознали,
Что это Он им помогал тогда!
Деревня Марьино расположена на расстоянии 41 км. от Санкт-Петербурга. 12 января 1943 года освобождением этой деревни войска Ленинградского и Волховского фронтов при содействии Краснознаменного Балтийского флота и Ладожской военной флотилии начали операцию по прорыву блокады Ленинграда.
Автор этих строк, в начале 80-х годов прошлого века провёл в этом районе несколько месяцев, участвуя в съемках фильма "Метро", посвященного героическим строителям ленинградского метрополитена, которые к началу 1941 года практически закончили строительство Кировско-Выборгской линии. Однако, решением руководства СССР, она была затоплена, когда немцы заняли Пулковские высоты.
После этого все метростроевцы были переброшены на строительство главной ледовой "Дороги жизни" через Ладожское озеро в Кобону и "Малой дороги жизни" от Лисьего Носа через Кроншадт к Ораниенбауму.