Posted 24 января 2018, 07:50

Published 24 января 2018, 07:50

Modified 7 марта, 16:54

Updated 7 марта, 16:54

Страсти вокруг "Смерти Сталина": Минкульт создает свою "Матильду"

24 января 2018, 07:50
В соцсетях активно обсуждают отказ в прокатном удостоверении фильму "Смерть Сталина". Блогеры сравнивают дискуссии вокруг этого кино со спорами о "Матильде", отмечая, что в век Интернета нелепо что-либо запрещать и министерство культуры выглядит в этой истории не лучшим образом.

Министерство культуры России отозвало лицензию у британской комедии Армандо Ианнуччи "Смерть Сталина". Ранее в Госдуме заявили, что в фильме присутствуют элементы экстремизма и попросили Минкульт приостановить действие его прокатного удостоверения. По словам члена Общественного совета при министерстве культуры Павла Пожигайло, премьеру фильма, намеченную на 25 января, предложили перенести на полгода из-за празднования 75-й годовщиной победы в Сталинградской битве.

"Казалось бы, только-только удалось отбить "Матильду" от упоротых черносотенцев, как со дна постучали, и сквозь болотную тину полуразложившегося Совка высунулось мерзкое щупальце Настоящего Сталиниста, - пишет Илья Варламов.

"Вообще меня очень начинает утомлять тенденция вынужденного смотрения кино, - отмечает Екатерина Винокурова. - Я вообще больше люблю сериалы. И "Матильду" я смотреть не собиралась, пока не случилась Поклонская головного мозга. Теперь придется посмотреть "Смерть Сталина", потому что раз она не понравилась Никите Михалкову и прочим "культурным деятелям", значит, тапки могут оказаться хорошими, надо брать.

А вообще что за жуть? Был закрытый показ, прямо накануне премьеры каким-то еще советским деятелям культуры. На основе того, что десятку советских людей что-то не понравилось, у фильма отозвали прокатное удостоверение и нанесли вред кинотеатрам и прочему бизнесу".

"Министерство культуры - главное пиар агентство страны! - считает Марк Са. - Вряд ли 70-ти летние адепты Сталина стаями пошли бы в кино, а теперь этот фильм посмотрят даже 14-ти летние которым точно было бы безразлично на повестку фильма, не запрети они его!"

"Лучшего пиара и не придумать, - пишет sovest_bankira. - Теперь обязательно посмотрю, хотя бы онлайн".

"В общем, всё как всегда. Я вообще только сегодня узнал, что существует такая кинокартина. Представляю, какой пиар теперь ей гарантирован", - пишет Алексей Наседкин.

"В принципе, ничего путного там и так не ожидалось, так что не велика потеря, - пишет Борис Рожин. - Как пиратка появится, посмотрим. Это не первые заграничные помои про сталинский период, которые запрещают к показу в России. Несколько лет назад к показу был запрещен фильм "Номер 44", где на фоне истории маянька поливали помоями советские органы государственной безопасности. Сам фильм оказался редкостным шлаком, и даже если не брать запрет на его показ в России, он с треском провалился в мировом прокате, обеспечив создателям несколько десятков миллионов долларов убытков. Свежезапрещенный опус про Сталина, также не выглядит фильмом, который соберет большую кассу".

"Оскорбили чувства палачей. Надо качать! - восклицает dkfl. - Ждем на торрентах".

"Нет сомнений - и фильм "Смерть Сталина" и ранее запрещенный Мединским фильм - "Номер 44", далеко не шедевры мирового кино, - пишет телеграм-канал Незыгарь. - Более того - эти фильмы вряд ли собрали хорошую кассу в прокате. Впрочем, как и лоббируемый министром фильм "Матильда" был столь же посредственным и не интересным массовому зрителю.Но министерство культуры на то у нас и министерство, чтобы всеми способами проталкивать серость в массы.

Метод запрета прекрасен, чтобы заставить публику смотреть, давиться и плакать о потерянном времени. Заодно - дать повод Западу обвинить Россию и ее президента в диктаторстве. Но у темы запрета фильма тоже есть несколько уровней дна. Министр Мединский в качестве аргумента заявляет, что "люди старшего поколения, да и не только, воспримут его как оскорбительную насмешку над всем советским прошлым". Минкульт тут играет на "коммунистическую аудиторию", демонстрируя уважение к ней... Другой уровень дна - министр Мединский в хорошем смысле слова превратился в лягушку, которая пытается "взболтать масло". У Мединского - задача-фикс любыми путями остаться в министрах".

"А действительно, министр культуры считает, что комедия о смерти Сталина, которая ущемляет исключительно чувства тех, кто относится к Сталину с гипертрофированным серьёзным обожанием, она более вредна, чем его собственные поступки в части открытия доски Маннергейму или памятника Калашникову с немецким автоматом? - пишет телеграм-канал Мышь в овощном. - Это выглядит, в общем-то не как реабилитация в глазах общества, а как какая-то абсолютно бабья истерика. Наверное, если бы не было Маннергейма, памятника Калашникову и Матильды, можно было бы и не отзывать прокатное удостоверение у комедии? В общем-то, почти все, что делает Мединский - очень плохо".

"Смешнее комедии про Сталина только комедия про то, как запрещали комедию про Сталина, - пишет Михаил Фишман. - Сначала министр культуры встает в авангарде прав и свобод личности. Когда его спрашивают, будет ли запрет, он отвечает гордо, как истый противник любой цензуры, что "ну что вы, вам бы лишь бы тут запретить бы"... Но тут вдруг завязывается бой не на жизнь а на смерть с медвежонком Паддингтоном. Кто-то очень влиятельный в киноиндустрии - кто же это? - дозванивается, очевидно, до Минкульта и говорит убрать медвежонка, чтобы блокбастер про баскетбол собрал еще больше денег. Убираем. Но тут в Минкульт звонит кто-то совсем влиятельный. Верните, говорит, медвежонка на место, потому что это наглость, которой уже нет названия. Ну что делать. И тогда несчастный всеми униженный Минкульт гордо, как истый цензор, запрещает комедию про Сталина, чтобы показать, что он тоже с усами (двойной каламбур) и не только мальчик тут у нас на посылках, а сам умеет карать и миловать".

"Фильм - угрюмое дерьмо, - пишет Gr1zzly. - Вернут как и Матильду в прокат, после поднятия шумихи. Тупыши и побегут смотреть "запрещённое кино". Похоже кто-то откаты получает за пиар компании этих пустышек проходных".

"Типичная реакция людей с ограниченным кругозором, - считает dimas_ucha. - Во-первых не понимают, что это за жанр. Это фарс, буффонада. Прекрасный жанр. Во-вторых некоторые пищат: ах, ах, ах, вождей оскорбляют! Это вообще странно, они то не вожди, они то народ. В-третьих продолжая пищат: про своих бы так сняли, про своих бы. Ха, и снимают. Потому что культов личности нет вредоносной. Я видел совершенно точно такие фильмы, тоже комедии, где "исторические личности" показаны через буффонаду. В последний раз это был американский фильм про каких-то американских же президентов и других "важных деятелей", и именно тогда я и подумал: вот они шпарят про президентов, вот шпарят комедии. У нас так не делают ничерта, у нас же "особый путь". Вот британцы и французы сделали про наше "политбюро" и прочих персон фарс бесзастенчивый, но не российский кинематограф это сделал. Российский кинематограф только про поклонение царям да вождям лепит. Жаль".

"Изначально фильм позиционировался как комедия, да ещё и не претендующая на историческую достоверность, - пишет Azorex_Reniks. - Там события нескольких месяцев ужаты до недели а то и дней, многие факты передёрнуты (даже с точки зрения людей правых взглядов). То есть - фэнтази чистой воды. Но даже так у кого-то в минкульте пригорело".

"Те, кто инициировал или поддержал на государственном уровне запрет комедии, тем самым признались, вслух и недвусмысленно: "Да, мы сталинисты", - пишет Антон Долин. - Чтобы не было непонимания: сталинисты - те, кто считает Сталина героем и моделью для подражания (во всех его проявлениях или в некоторых, не имеет значения), а смеяться над ним считает недопустимым.

Любые прочие соображения - о качестве фильма, подспудных мотивах запрета и его юридических основаниях - совершенно факультативны и, в общем, несущественны, поскольку уводят в сторону от основного тезиса. Такое - впервые. И нет, это не про кино".

"Под требованием не допустить выход на экраны оскорбительного фильма про похороны Сталина особенно замечательно выглядит подпись автора "Цитадели", у которого советские солдаты идут в атаку в 1943 (!!!) году с черенками от лопат и по два года не выходят из штрафбата", - отмечает Павел Аптекарь.

"Смерть Сталина" анонсировали год назад, - пишет телеграм-канал Закулиска. - Премьера в Британии состоялась в октябре. НИКОМУ в ведомстве "эффективного пропагандиста" не пришло в голову не то, что посмотреть скандальный фильм, аэлементарно подумать: 18 января – 75 лет прорыва блокады Ленинграда, 2 февраля - 75 лет Сталинградской битве. 23 февраля – 100 лет создания Советской Армии. 5 марта – 65 лет со дня смерти Сталина, 18 марта - ВЫБОРЫ. Про ежегодное 9 мая и августовские 75-лет Курской битвы молчим. Ко всем этим датам Минкульт на голубом глазу выдает прокатное удостоверение пропагандистской комедии о Сталине и Жукове. Никаких планов. Никакой привязки к датам и поводам. Даже – к главной политической повестке года. Про культурную компетентность министра мы давно всё поняли. А политическая...? Ну, похоже, и "сварщик он – не настоящий".

"Тут проблема не конкретно в тех, кто так решил, а в принципе, - пишет Дмитрий Гудков. - Поколенческом и культурном.

В том самом 1953-м году, когда испустил дыхание Чейн-Стокса их любимый усатый вождь, запрет был очень эффективен. Им, на самом деле, можно было бороться с людьми. Класть фильмы на полку, вырезать страницы из энциклопедий, а в ответ слышать только шелестящее "Рукописи не горят!"

Но прошли десятилетия, сменилась страна, и оказалось, что на самом деле – не горят. И мы – выросшие на этом знании – смотрим округлившимися от удивления глазами на них, которые все пытаются жечь.

Анна Каренина очень хотела остановить поезд, но ей почему-то не удалось.

Эти запретители – они не только про возраст. Можно быть любого возраста – и жить в 1930-е годы. А скольких я знаю пожилых людей родом из XXI века. Кстати, в той же Думе, среди чиновников – там тоже много вполне себе моих современников. Робких, затаившихся, но, простите, охреневающих... Питекантроп, конечно, может своей дубиной оставить вмятину на звездолете – но это будет его единственный след в истории. Нынешних цензоров могу поздравить: вы его уже оставили. А теперь, пожалуйста, осторожно положите дубины и отойдите на свалку истории".

"Отозвали прокатное удостоверение? - пишет телеграм-канал Чеснаков. - Хороший повод. Сейчас лучше пусть эту тему обсуждают. Нужны острые дискуссии и обвинения. Курсанты танцуют в трусах? Еще лучше без трусов. Смерть Сталина? Еще лучше жизнь Сталина. Побеситесь немного, а там как пойдет".

"Одного не понимаю: зачем вообще такая вещь как прокатное удостоверение? - спрашивает Олег Козловский.- Почему чиновники решают, что нам можно и что нельзя смотреть в кино? И когда они начнут то же делать с книгами, песнями, спектаклями?"

Член правления Гильдии киноведов и кинокритиков Леонид Павлючик в эфире НСН отметил, что изображать глав государств в произведениях искусства с комедийной стороны – это нормально.

«Конечно, можно подавать любых правителей с комедийной стороны. Этому огромное количество примеров в мировом и отечественном искусстве. Достаточно вспомнить, что во времена перестройки был абсолютно сатирический фильм «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» Юрия Кара, где Сталин и его обслуга изображались в абсолютно сатирическом ключе. Тогда были другие общественные настроения и никого это не шокировало. Сегодня очень много желающих обижаться на то, как изображаются те или иные исторические деятели, но художник свободен в своем восприятии действительности. Есть статья Конституции РФ, которая запрещает цензуру произведения до первого публичного показа. После этого оскорблённые граждане могут подавать в суд. Еще не было ни одного публичного показа. То, что происходят сейчас попытки запретить фильм до выхода в прокат, по-моему, это вопиющее беззаконие», - считает кинокритик.

Подпишитесь